Новостная лента

Какой должна быть современная архитектура?

Новости сообщества
Плановая экономика

Именно она позволила проектировать и строить целые города, пользуясь одним архитектурным набором, бесконечно повторяя один модуль, поэтому почти все советские города похожи друг на друга. Быстро, качественно, дешево и не особо красиво, но советский человек должен был ставить внутреннее на первый план. Это было жилье для строителей коммунизма, одинаковое и надежное, в противовес царским дворцам с большим количеством архитектурных излишеств. Серые коробки долгое время служили жилищем для огромного количества людей.

Пришла перестройка, а вслед за ней и рынок. И первое, что он дал - это выбор. И как оказалось, это по-настоящему ценность, когда в магазине ты покупаешь не то, что дают, а то, что ты хочешь. Архитектура не могла не откликнуться на смену парадигмы, и первое, что сделали, к примеру, «новые русские» - это купили себе землю за городом, на которой возвели дворцы. Архитекторы стали востребованной и высокооплачиваемой профессией.
Правда, потом оказалось, что дворец это не удобно, дорого и до города далеко. И тогда девелоперы стали предлагать элитное жилье внутри города, интересные многоэтажные архитектурные решения. Но выбор уже отравил наших соотечественников, и они стали ломать перегородки, чтобы сделать жилище индивидуальным. С этого момента в строительстве появилось такое понятие, как свободная планировка - просто квадраты, которые можно делить так как тебе захочется. Это удешевляло строительство и упрощало ремонт, и стало рекламным слоганом строительных компаний на долгие годы.
Разнообразие – первое желание, которое выявил капитализм.


Железный занавес рухнул и появился в частном порядке.
У городов отняли общественное пространство. Вначале зарешетили все окна первых этажей, и это было терпимо. Потом стали возводить заборы. И это уже было самым настоящим отъёмом общественного пространства. Заборы ставили везде – и вокруг ведомств и вокруг многоэтажных дворов, и это стало превращать города в недружелюбные территории, по которым нельзя было свободно перемещаться. А еще и машины, которые отнимают огромное количество пространства. Ведь что такое машина? Это частная территория, отнимающая, как минимум, три квадратных метра земли. И если она паркуется возле дома, можете смело минусовать этот кусок из общего пирога.
В Европе, в пятидесятых годах машин стало больше, чем домов, машины использовали улицы как технические пространства и это не добавило привлекательности городам. Когда в Барселоне ждали Олимпиаду, перед архитекторами встала задача улучшить город. Но как его улучшишь, когда везде частная собственность, и странно было бы государству реставрировать частные дома…

И тогда специалисты стали улучшать внешний вид площадей, облагораживать общественное пространство. Под каждой площадью сделали парковки, чтобы разгрузить места. Дома вокруг этих площадей тут же выросли в цене и люди сами стали реставрировать жилища, чтобы поднять их цену еще. Вот так простое решение помогло превратить Барселону в один из самых красивейших городов мира.


Хороший город – это очень сложное, многогранное понятие, и в реализации этого плана должны участвовать все заинтересованные лица, от властей до строительных компаний.
В 90-ые зеленые зоны стали превращаться в парковки и это тоже не сделало из городов хорошие пространства. Машины сильно портят внешний вид города и экологию. Но самое неприятное, что произошло - это снос старой архитектуры. Конечно это было и до капитализма на пространстве СНГ, тогда руководство страны, да и население считало, что просторный новый дом гораздо лучше старого. Но при капитализме в игру включилась еще и алчность, потому что старые дома стояли на самых привлекательных местах города.
В США, например, в эпоху строительного бума прошли протесты по всем городам, люди не готовы были расставаться с историей и с уникальным обликом своих городов. Люди предпочли чуть меньше комфорта, но жить в привычной архитектурной ткани.
К слову, идея о массовом дешевом жилье очень быстро себя исчерпала, нельзя строить кварталы доступного жилья, где происходит скопление людей одного социального низкого уровня, это заканчивается социальными проблемами.

Почему дешевые дома это очень плохо?
Уже в 70-е годы архитекторы поняли, что строить целые кварталы доступного жилья - большая ошибка. Эти квартиры либо выдавали социально уязвимым слоям населения, либо они покупали их за очень низкую цену. Соответственно и качество этих домов было на низком уровне. Получалась такая концентрация неудачников в одном районе. Надо ли говорить, что дома очень быстро пришли в упадок, потому что ремонтировать их никто не хотел, да и не мог. Нищета заразна, и быстрее всего ей заражаются здания.
Помните, как раньше мы покупали мясо? Те, кто приходил пораньше, забирали лучшие куски, опоздавшему доставалась кость.


Рынок привел продажу коровы в правильную маркетинговую норму. Мясо теперь делится на части – элитные, дорогие, дешевые и очень дешевые. Мясо отдельно, жир и кости отдельно и таким образом каждый покупал то, что ему нужно и по карману.
С домами так же. Очень плохо строить только дорогой квартал, для богачей, не предусматривая дешевых решений, но еще хуже строить квартал целиком и полностью из дешевого и некачественного жилья. Архитектурная проблема буквально ничто по сравнению с социальной.


Возвращаясь к корове – дом, это та же корова, в которой должны быть элитные «куски» и недорогое мясо. Вы покупаете в хорошем доме дешевую квартиру, она у вас маленькая, не на престижном этаже и нет дополнительных удобств. Но через какое то время вы продадите ее следующим поколениям, которые только начинают жить, а сами купите гораздо лучшее пространство. Обычно это случается, когда люди выплачивают до конца ипотеку и у них начинают оставаться средства.


Доступная квартира в некачественном доме в дешевом квартале это очень плохое вложение денег и нужно несколько раз подумать, чтобы вкладывать туда свои средства. А для архитекторов и девелоперов стоит продавать свои хорошие, добротные кварталы по принципу коровы. Это и называется устойчивым строительством, когда город не перекраивается заново каждые десять лет, и когда он обрастает деревьями, а не пылью. Это выгодно всем.
Устойчивое строительство – цель архитектурных конкурсов. Чем больше у нас будет толковых архитекторов, тем города будут привлекательнее и комфортнее для жизни.