Наверное, нет в журналистике более скучной темы, чем экология. Ее на хлеб не намажешь, на автомобиль не прицепишь, никакого прикладного значения от следования экологических правил не получишь. И только тогда, когда наступает локальный конец света, тогда общество начинает посыпать пеплом голову и спрашивать: «Кто виноват? Кто допустил?» Так было с Аралом и со многими удивительными местами планеты, пострадавшими от человеческого вмешательства.
И только у журналистов совесть будет чиста, потому что они писали. Они предупреждали, но просмотров таких статей не хватило бы и на ковшик чистой воды. Конечно, тонуть будем все вместе - и журналисты и экологи и чиновники и общество. Но мы с чистой совестью, как и те, кто изо всех сил берег экологию.
Проблема Урунгача
В прошлом году по негласному сговору все СМИ старались не писать про Урунгач с координатами и описанием дороги. Потому что пока красотой озера наслаждались только редкие и сознательные эко-туристы, все было нормально. Массовый заезд превратил озеро в свалку. Сейчас уже очевидно, что невозможно утаить шила в мешке, люди едут, несмотря на сложную дорогу, пограничный кордон и нелегкий пеший маршрут. Казалось бы, столько усилий прилагают, чтобы добраться до озера, и для чего? Для того, чтобы поесть на его берегах и оставить после пикника кучу мусора… С нами явно что-то не то.
Резерват и заповедник
Урунгачским озерам не повезло, в том смысле, что это не резерват, а часть национального парка. Заповедная зона делится на две части, ядро – биосферный резерват, куда посторонним вход запрещен и запрещена любая деятельность. Это некий резерв государства и эталон, как должна выглядеть дикая природа. По сути - научная лаборатория. Ученые сравнивают явления, которые происходят в резервате и на остальной территории, чтобы понять, что происходит: проблема привнесена человеком или же это какой-то природный цикл. Ну, например, массово погибло какое-то растение. Если оно в резервате живет и размножается, значит, причина в человеке. Если тоже гибнет, значит, природа так распорядилась.
Вокруг био-резервата есть буферная зона, открытая для туризма и народного промысла, который не наносит ущерб природе. К примеру, пасеки. Нефритовые озера оказались в этой буферной зоне.
Национальный парк принадлежит всем нам, мы можем его посещать. Но почему то без ущерба никак не получается. Зарплата у егеря всего 600 тысяч. И у него масса других задач, помимо того, чтобы собирать баклажки по озеру. Это потравы территорий, - бараны, дай им волю, выдерут всю траву с корнем, остальное вытопчут. Браконьеры, которые охотятся на кабанов, медведей и сурков. Собиратели орехов, которые воспринимают деревья в заповеднике как свою собственность. А ведь все, что растет и бегает в заповеднике это звенья одной эко-цепочки. Перебьют сурков, уйдет снежный барс. Не останется орехов, медведи уйдут.
Человек нагл и беспринципен. Есть деятели, вырубающие в заповеднике многолетние орехи. Игнорировать людей и законы - наша национальная любимая игрушка.
Но знаете, что радует? Что неравнодушные люди, болеющие за природу все-таки остались. Они организовали медиа-тур для журналистов, ждали нас в заповеднике и в био-резервате, показывали все и рассказывали о своей работе. И о том, что надо изменить, и самое главное, следовать уже существующим законам. А с этим проблемы.
Но как же там красиво!
Урунгач волшебный. Нефритовое горное озеро как радуга, меняет свой цвет, в зависимости от освещения. До Малого примерно около километра, по каменистой тропе вверх. А потом еще четыре километра до Большого озера. Хороший маршрут.
Было бы идеально, если бы у подножия маршрута появилась туристическая точка, место для отдыха и пикника, с инсталляциями, с продажей горного меда, аккуратная и цивилизованная. Чтобы пойти в поход на Озера, получить массу удовольствия, а спустившись, отдохнуть и поесть на берегу сая. Так, по крайней мере, решены многие туристические маршруты на Байкале. (Мы шли к Сухому озеру налегке, на его берегу стоят несколько стилизованных скамеечек и все. Ни мусора, ни костров, ни палаток. Вход на маршрут что-то около 50 рублей).
Где-то должна быть плата за вход и отдых. Не могу сказать ее размеры и за что она должна быть. Это можно обдумать и решить специально обученными людьми. Но озеро будет чище, а егерям будет гораздо легче. Ну и конечно, все, что организовано, поддается контролю и коррекции. А самое главное, мы сохраним природу для наших детей. Чтобы они не упрекали нас в халатности так же, как мы своих предшественников, загубивших Арал.
И надежда на это есть.
Медиа-тур организован Госкомитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Проектом ПРООН «Устойчивое использование природных ресурсов и лесного хозяйства в ключевых горных районах, важных для глобально значимых видов биоразнообразия».