Фото с сайта https://www.intex-press.by/ 
Уважаемые одногруппники! Я учитель с 20+ летним стажем. Ровно месяц упорно готовилась к аттестации – к счастью, и благодаря мощнейшей подготовке, сдала. Попутно, среди прочей подготовки, общалась в онлайн-группе учителей в Telegram. Сказать, что там царит всеобщая истерия по отношению к аттестации, значит – ничего не сказать.
Нет, я не буду ругать всё подряд и плакаться о тестах по "высшей математике" (к слову, теорию чисел вряд ли можно отнести к каноническому вышмату). Кое-что я похвалю, и постараюсь нанести точечные удары по негативным моментам процесса.
Конкретика?

Цена вопроса – и потребительские права

С нынешнего года за прохождение аттестации официально ввели ставку в размере 1 МРЗП. Не слишком приятно, но вполне терпимо. Заплатив собственные деньги за предоставление услуг (да не просто как налогоплательщик, а как потребитель), я получаю потребительские права. Иными словами, я хочу получить качественный сервис за свои деньги.
Что же я получила за 175 тысяч сум? Из позитивных моментов: достаточно антикоррупционный процесс и действительно удобное место сдачи тестов в великолепно отремонтированном здании Финансового института, на хорошо работающем компьютере.
Чего мне не предоставили за мои потребительские деньги:
• Брошюру с типовыми тестами для подготовки к аттестации;
• Онлайн-сервис для тренировочного прохождения этих тестов;
• Удобную для меня дату прохождения аттестации (хотя бы в пределах 2-4 дней) – ведь все учителя вынуждены пропускать уроки, отвлекаясь от работы. А главное – мы, фактически, бросаем на несколько часов не просто работу и учебные часы, а ДЕТЕЙ! Имея в запасе 2-4 дня по моему выбору, учитель вполне способен минимизировать учебные потери так, чтобы дети толком не заметили моего отсутствия. Но при строго назначенном дне и времени у нас не остаётся ни малейшего простора для манёвра.

Недостатки законодательства об аттестации педагогов

В законодательстве об аттестации присутствуют фундаментальные недоработки, направленные на снижение дохода педагогов.
К примеру, учитель сдаёт тесты в апреле. Уже с мая, вне зависимости от результата, оклад этому учителю устанавливается как специалисту – и останется минимальным вплоть до августа-сентября, пока не выйдет приказ вышестоящих инстанций об утверждении новой категории. Таким образом, с мая по сентябрь, учитель неизбежно теряет часть зарплаты. Но ведь на предыдущей аттестации педагог доказал свою категорию, а потому имеет право на соответствующий доход – вплоть до августовского присвоения новой категории (или её лишения).

 Подготовка

Упорная, по-настоящему усердная подготовка к аттестации почти гарантирует получение высокого результата (проверено и мной, и коллегами-трудягами). Но… к чему, собственно, нужно готовиться? К каким конкретным дисциплинам? По каким тестам?
Чтобы подготовиться, приходится буквально "доставать" примеры тестов из неформальных источников. Вопросы по математике есть у Екатерины Ивановны из Telegram; тестами по педагогике неделю назад поделилась Фатима-опа в учительской группе на Фейсбуке (надо ещё отыскать тот пост недельной давности); у коллег из 1*5 школы, говорят, были копии по информатике. Сам поиск отнимает немало времени, и нет гарантий, что получится отыскать все 3 тысячи с лишним вопросов. Кстати, ответы на них тоже приходится искать самостоятельно.
И этот "сервис" – за мои деньги? Сумма ведь вполне достаточна для того, чтобы соискатели категорий получили брошюры с тестами, или даже современный, технологичный и инновационный веб-сервис в Ziyonet / Edunet (вспомним о направленности 2018 года!).

Вопросы и задания

Некоторые вопросы на аттестации откровенно ошибочные. Среди примеров – "Каково расстояние от Земли до Солнца?". Мои третьеклашки отлично знают, что дистанция до звезды составляет около 150 миллионов км. Но об этом не догадываются составители вопросов – люди с высшим, казалось бы, образованием. Среди ответов: 150 км, 1000 км, 150 тысяч км. И эти безграмотные составители проводят аттестацию педагогов?!
Другой пример. Вопросы политического характера, безусловно, нужны. Но подготавливать их следует с достаточной ответственностью и… практичностью, если хотите. Для чего учителю зубрить конкретную дату принятия того или иного законодательного акта, а тем более – ответственного за его исполнение? И это при условии молниеносно проходящих реформ, поправок и инноваций. Дошло до курьёза с вопросом об имени чиновника, ответственного за контроль выполнения очередного важного, но довольно второстепенного постановления КабМина. Интернет заботливо выдал правильную фамилию… но, внимательно вчитавшись в новости, я узнала, что этот чиновник более месяца назад был отстранён от должности, а на прошлой неделе и вовсе помещён под следствие!

О хорошем

Искренне похвалю, впрочем, коллекцию тестов по информационно-коммуникационным технологиям. Сразу заметно, что их составляли не просто специалисты, а настоящие практики, энтузиасты своего дела. При этом задания покажутся довольно простыми для всех, кто регулярно проводит время за составлением презентаций, при работе с электронными таблицами, для активных пользователей интернета (не путать с завсегдатаями исключительно соцсетей и мессенджеров). Наконец, IT-вопросы были просто приятны: понятный и недвусмысленный стиль, наличие повседневного практического жаргона, однозначные варианты ответов. Браво!
Если бы такие стиль и подача тестов присутствовали в других дисциплинах, обоснованных претензий и откровенного недовольства было бы значительно меньше.

Работа vs. учёба: муки выбора

Во время подготовки к аттестации я толком не готовилась к урокам. Среди повседневных задач высококвалифицированного педагога, к примеру, презентации и другие наглядные пособия на 10-15 минут учебного времени – для улучшения понимания детьми нового материала. С начала марта я даже рабочий ноутбук не носила в школу: а зачем? После двух смен, проверки 160+ тетрадей, и пресловутого набора бюрократических отчётов, я ежедневно садилась зубрить вопросы. Большая их часть относилась к дисциплинам, которые так и не вошли в мои онлайн-тесты в Финансовом институте.
Выше я уже упоминала отсутствие материалов для подготовки. А почему бы не издавать ежегодно брошюры как для абитуриентов (либо онлайн-сервис, не говоря уже о мобильном приложении), где будут указаны все вопросы к аттестации? Напомню в очередной раз – это за вполне достойные 175 тысяч сум с каждого аттестуемого. Необходимо точно знать, что, собственно нужно изучить для успешной подготовки – и не отвлекаться на посторонние задачи, а главное – чтобы иметь достаточное время для работы, отчётности – и, прежде всего, для учеников.
Мы много говорим о плачевном состоянии нынешнего образования, о нехватке учителей, а в результате эта бешенная подготовка к аттестации отрывает учителей от учеников, не даёт качественно готовиться к урокам.
Уже много раз поднимался вопрос о сверхзагруженности учителей разыми бумажками и отчётами. Есть еще множество других, не менее затратных по времени и силам, и не менее далеких от непосредственных обязанностей учителя (это обучение и воспитание детей, если кто забыл). Таким образом, рабочий день среднестатистического учителя растягивается до 10-12 часов, но при этом времени непосредственно на детей у него становится все меньше и меньше.
Мало того: многие отличные учителя, проработавшие в школе по 20-30 лет, уходят, потому, как их категорию понижают до невысокого уровня специалиста. А причина не в их недостаточной подготовленности, а в том, что в уравнении "ученики vs. аттестация" они благородно выбирают детей, мало заботясь об уровне дохода в ближайшие годы до очередной аттестации.

Это так мы решаем проблему с нехваткой учителей?

Мало того, есть и жертвы подобных аттестаций. Учитель из Бухары, сразу после аттестации, где ей не удалось набрать достаточное количество баллов, почувствовала себя плохо. Вызвали скорую, но в больнице она впала в кому, а ночью скончалась. Вероятно, сказалось страшное моральное и умственное перенапряжение, которое хорошо знакомо всем, кто хоть раз сдавал важные экзамены, необходимые для карьеры.
Хороший учитель сможет учить в любой обстановке хоть с интерактивной доской и компьютером, хоть с мелом и обычной доской, хоть в лесу на пеньке, палочкой будет чертить по песку. И хорошему учителю не нужны никакие сертификаты, лицензии, победы на конкурсах. У него их может и не быть, так как он занят своим делом и получать награды ему недосуг. И наоборот - можно обвешаться сертификатами и совершенно быть неспособным чему-нибудь научить
***
Идеи «оптимизации» образования в Узбекистане, рожденные без учета мнения практикующих учителей приобретают все более безумные формы. Например, количество баллов, которое необходимо набрать для получения звания учитель высшей категории не под силу самим методистам районо и ГУНО. 
Стоит ли рассказывать, почему это так и какая от этого происходит экономия на доплатах. Таким образом, то, что называется в системе «повышением квалификации» на деле является симулякром такого «повышения». И учитель, погнавшийся за наградами и категориями, зачастую не приобретает квалификацию в реальности, а теряет ее, так как вместо опыта серьезной и вдумчивой работы занят ажиотажным схватыванием верхов и псевдознаний.
В каком учителе заинтересованы и родители, и дети; в умеющем научить, но не сподобившемся официально учрежденного «знака качества», или в обвешанном сертификатами, но не умеющем научить? Совмещение и того и другого в одном лице случается крайне редко. Чтобы вырастить учителя, отвечающего потребностям детей и родителей, ему надо сначала дать хорошее образование, потом проверить его на способность контактировать с детьми. Это качество не сертифицируется и не является продуктом «обучения». 
Дайте учителю свободу, возможность личностного роста. Возможность размышлять и заниматься самообразованием. Возможность выбирать учебные курсы для повышения своей квалификации, исходя из потребностей своих, а не кого-то наверху, кому нужно освоить финансы, навязав «терпилам» собственные бездарные лекции по педагогике. Чтобы учитель не выдохся и не «выгорел» на своей работе, ему надо предоставить возможность качественного отдыха и поддержания здоровья. Эти возможность должна предоставляться как заработком, так и правами, льготами и привилегиями.
У меня всё.
Ангелина Низамова
Из комментариев:
- Спасибо за статью! Хоть кто то описал наши муки!!!! Да еще забыли про второй тур где нужно рассказывать тексты на английском языке и отвечать опять на вопросы но уже представителям Районо или Гуно! И все это в конце учебного года не отрываясь от работы!
- Спасибо за статью. Я вас поддерживаю и полностью согласна.
- Наш коллега- совместитель (в музшколах это нормально, работать в нескольких местах), проходил тестирование три дня назад. Без скандала не обошлось. Он рассказал, что перед всеми музыкантами были тесты.....о казахской музыке, композиторах и т.д. Он возмутился, что подобные тесты решать не будет, написал жалобу, дошел до руководства. И был поражен тому, что все, кроме него, обливаясь слезами, сидели и тыкали кнопки, пытаясь что - то ответить!!!!! А потом ему и в ответ на его жалобу, сказали, что тесты неправильно составлены, будут исправлены, рассмотрено это разгильдяйство, но.....почему другие молчали? Сказали, что он абсолютно прав, но почему все молчат!!!!!! Ему, конечно, пришлось долго доказывать, а если бы все вместе возмутились, было бы проще. 
- Да, преподавателям музыки были предложены вопросы, полностью слямзенные с тестов для учителей из Казахстана? Учителя Узбекистана должны были знать казахских композиторов и тому подобное, относящееся к музыкальной культуре Казахстана?
- Уважаемая Ангелина, являясь врачом,с приблизительно равным вашему, стажем (22 года), хочу присоединиться к вашему, настолько близкому нам всем, "крику души", и поблагодарить за :
1) искренность
2) надежду на то, что такие образованные , хорошо думающие и четко формулирующие свою мысль педагоги - все таки остались в наших школах( ни коим образом не обижена нашими педагогами- все люди приличные и думающие)
3) за совпадение взглядов и интересов врачей и педагогов- как людей,в первую очередь касающихся нашей души и тела.
Еще раз большое, искреннее спасибо за то, что высказали мнение, к которому присоединятся , думаю, большое количество людей. С уважением.
- Ничего страшного в аттестации нет. Это нужно, т.к. многие учителя над собой не работают. Есть гос. учреждения, где в год по несколько раз тестирование проводится и ничего. Ни кто не умер. Я бы вообще предложила бы сделать для учителей школ, лицеев и колледжей аттестацию по вестникам для поступающих в ВУЗ и дать им по 1 часу на свой предмет. И итоги тестирования обнародовать. Интересно было бы посмотреть сколько % педагогов решили бы эти тесты по математике, физике, химии и т.д. А то они в тестовый центр дают свои предложения в виде задач, которых в школьной программе нет, а сами преподы даже решить не могут. А мы должны репетиторов искать для своих детей и оплачивать как минимум 2 года до поступления в ВУЗ.
- Меня другое интересует. Почему учитель должен вносить плату? Итак зарплаты не соответствуют плотности занимаемого времени и объёма работы, а тут ещё и плати за требуемое государством действо. Считаю, что обязаловка должна быть бесплатной. А иначе, куда эти деньги направлены, если у нас обучение на бюджетной основе?
- Я тоже заплатила 172000 сум и мне очень жалко за эти денги.О ходе аттестации вся правда написана
- Проходила подобную аттестацию по английскому языку, правда, только на подтверждение уровня языка для преподавателей. Естественно, нигде нет ни малейшей информации о хотя бы примерных вопросах и темах. Самое что забавное, что, видимо, все эти министерства не понимают, что учителей лучше бы проверяли не на наличие в голове каких-то фактов, цифр и фамилий, а хотя бы на методику преподавания их же предмета.Условно говоря, если ты крутой физик, это еще не значит, что ты сможешь доступно и успешно преподавать физику детям. Это о "необходимости" проверок бедных учителей...
А в случае ТС, конечно, вообще кошмар.....какое отношение законодательные акты, годы принятия и фамилии имеют к вашему предмету? Вам по сути эта информация зачем? Это вообще бред тестировать препода по ответам на вопросы...Надо хотя бы приходить и оценивать его уроки, чтобы более-менее объективным быть....Терпения и мужества вам, Ангелина!
- Такая больная тема - школьное образование, что несмотря на далекую заполночь все комментируют. Всем учителям, которые несмотря на бесчисленные проверки, бумажки, разборки, полный абсурд некоторых решений, всем тем, кто продолжает работать с нашими детьми, низкий поклон и огромное родительское спасибо.
- Спасибо автору за терпение, труд и детальную , очень информативную статью. Мы, родители , чьих детей вы воспитываете и даёте им образование не знаем всех этих закулисных проблем. Наш классный руководитель даже никаким намёком нам это не показывает. Всегда встретит с улыбкой. Посочувствует. Обнимет ребёнка и приласкает ( хотя они уже верзилы). Никогда не останется без участия. И тоже часто бегает с этими аттестациями, экзаменами, тетрадями, отчётами и прочими дополнительными нагрузками. Хочу дать честь и низкий поклон ВАМ ВСЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ за Ваш самоотверженный труд! Мы Родители вам искренне благодарны.
А на счет этих аттестатов: видимо на уровне поднялся вопрос о несоответствии многих вновь прибывших учителей уровню и планке образования. Поэтому они были вынуждены внести такие методы. Думаю что систему наладят и все останется позади как страшный сон.
- Полностью поддерживаю! Сейчас конец года, после сдачи тестирования, мы снова в ожидании собеседования в ГУНО! И вместе того, чтобы спокойно готовиться к урокам, мы вынуждены ждать следующего этапа.
- Очень хорошая статья, затронуты насущные вопросы учителей, вот такой вопрос-а почему эту аттестацию нельзя сделать летом и выделить педагогам какие-то определенные дни?
- У меня невестка начала работать в школе, год всего, уже бледная, нервная, с уставшим выражением лица, постоянно нервничает из-за того , что не успевает подготовиться к урокам. Сейчас на аттестации, очень волнуется. Я бы не хотела, чтобы вся эта нервотрепка отражалась на ее здоровье, она жена, мать двух малышей- она нужна своей семье! Уже много раз сказала ей найти другую работу. Очень ответственная, сидит за подготовкой до поздней ночи, спит три-четыре часа практически. Почему учителей доводят до такого состояния?
-  Ангелина Низамова, мой респект вам! 
Что значит быть учителем знаю по себе.
Вы верно всё разложили по полочкам. Без лишних эмоций. По существу. Остается надеяться, что там вас услышат. Так как вы изложили не просто недочеты аттестационной программы, но в свою очередь вы внесли вполне адекватные, важные предложения для улучшения образования. Для поддержки статуса учителя. Так как наверху забыли, скорее всего, что учитель тоже человек.
- Все в точку!!! Дети сидят без учителей в преддверие экзаменов!!!
- Я всего лишь мама...но видела как мучается наш Классный руководитель...учитывая что она в возрасте, у неё на протяжении 2х месяцев играло давление....это действительно проблема!
- Поэтому с каждым годом у нас все меньше грамотных и желающих научить наших детей , учителя. Низкий вам поклон дорогие педагоги.