Некоторые мои друзья и знакомые спрашивают меня: Алишер, какие сантехники, какие ТЧСЖ, какое отопление и подвалы. Ты же айтишник, занимаешься разработкой информационных систем и приложений. Что ты там делаешь?

Действительно, изначально Смартлаб заключил контракт с Хокимиятом Мирзо-Улугбекского района на разработку и внедрение системы учета обязательных взносов по ТЧСЖ (квартплата). В рекордно короткие сроки мы разработали и внедрили биллинг по ТЧСЖ - в сентябре нам выделили средства, а уже в декабре к системе было подключено 11 000 квартир - весь 2-ой сектор Мирзо-Улугбекского района. По сути, платформа позволяет хоть сегодня подключить каждого жителя не только МУ района, но и всей Республики - вопрос только во внесении данных. Которые очень проблематично получить. Но речь не об этом, хотя и об этом тоже.

Дело в том, что когда мы создали базу и взяли под контроль весь финансовый учет ТЧСЖ, как оказалось МЫ НЕ РЕШИЛИ проблему. Да, ок, мы знаем сколько у нас начислений, сколько должников, какая сумма задолженности по каждой квартире, дому или всему району. Но батареи от этого теплее не стали, крыши не перестали протекать, содержимое из прорванной канализации в подвале никуда не делось. Тогда нам стало интересно, где дно проблемы и как можно это решить.

Проблема в аварийно-диспетчерском обслуживании, подумали мы. Люди платят каждый месяц, но не получают должного сервиса! Мы пригласили частного инвестора и создали аварийно-диспетчерскую службу, где собрали бригаду сантехников, электриков, слесарей, сварщиков. Пошили им форму, провели тренинги. Заключили договор с проблематичными ТЧСЖ и обработали 200 заявок за 2 недели. Теперь каждый житель может вызвать сантехника в любое время дня и ночи и тот устранит течь в шахте, прорыв в в подвале или дырку в крыше. Теперь то должно заработать.
 
На улице мороз, вчера прошел сильный дождь. 
За 2 прошедних дня АДС Obod Uy обработало более 20 заявок связанных с проблемами отопления, ливневок, протечки крыши. 
Норматив АДС - выехать на заявку и устранить в течение часа. Не всегда удается выдержать, но ни одна заявка не остается без внимания. Для жителя проблемы дома устраняются абсолютно бесплатно (в рамках тарифа за квартплату).
24 часа в сутки бригада из сантехников, слесарей, сварщиков готовы принять заявку и устранить любую проблему. Мы проводим тренинги, учим снимать обувь при входе в квартиру, доставлять минимум дискомфорта жильцам при проведении работ в квартире, не разбрасывать инструменты, убирать за собой, разобрал-собери.
Бригада оснащена всеми необходими инструментами и оборудованием. За вчерашний перегар увольняем, не говоря уже про нетрезвое состояние на работе.
Пока удовольствие доступно только жителям махалли «Султония» Мирзо-Улугбекского района, где проходит пилотное внедрение проекта Obod Uy.
А вы бы хотели, чтобы ваш дом обслуживала такая аварийно-диспетчерская служба, в рамках той квартплаты, которую вы платите сейчас?
Нет.
Оказалось, что заплатками сантехников и электриков проблему не решить. Подвалы, лежаки, стояки в некоторых домах не менялись со дня постройки домов, примерно 40 лет и нужно проводить капитальный ремонт.

Ок, капитальный так капитальный. Поменяем все коммуникации и будет счастье. Нет. Так как коммуникации у нас централизованные, то от того, что поменяли коммуникации в одном доме, проблема в целом не решится, так как с соседнего дома весь шлак вынесет к нам, если там не поменять и в том доме тоже.

После того как систему биллинга ТЧСЖ презентовали Руководству страны, меня вызывали во многие инстанции и ведомства. В одной из организаций, занимающейся "цифровой единизацией" мне сказали, что они против нашей системы, так как к 2021 будет создаваться Единый биллинг, чьи задачи мы якобы дублируем. Я оказался даже рад такому повороту событий, потому что давно понял, что дело далеко не в биллинге. Можно купить софт за сотни миллионов долларов у SAP, корейских вендоров, еще где-то. Но проблема не там. Недостаточно создать справочник квартир, ТЧСЖ и написать крон начислений. От этого теплее не станет и крыша не перестанет течь.

Надо смотреть глубже и работать комплексно: менять законодательство, устанавливать лицензирование подрядных организаций, вывести ТЧСЖ из под ответственности общего собрания, заняться инфраструктурой. И тогда будет РЕЗУЛЬТАТ. А сейчас, когда ТЗ на Единый биллинг пишут люди в кабинетах, ни разу в подвале не бывавшие - это еще одна попытка. На мой вопрос, сколько ТЧСЖ вы изучили перед тем как начать писать ТЗ, мне ответили - нам не было выделено времени на это. И никак ведь не донесешь, что проблема глубже намного лежит.

Завтра спросят, почему на Портал обращений меньше не стало, ведь поставили супер современное ПО, которое все считает?  А потому что, если оцифровать хаос, то хаос никуда не денется.