С интенсивным развитием соц.сетей, в информационные ленты полился поток рекламы от доморощенных специалистов. Это только кажется, что в рекламе все так просто: пиши, хвали, приглашай и завлекай. Помимо профессиональных приемов создания рекламы, существует главная ипостась рекламной деятельности - Закон о Рекламе. Суть закона  можно определить тремя глаголами с "не": не обмани, не  посягай, и не навреди. 
Лишь беглый взгляд по большей части рекламных публикаций в том же Facebook, дает представление о масштабах рекламного бедствия. Даже если нанятый вами СММ-щик уже научился складывать из букв шедевры вроде "уникальное предложение, цены приемлимые, будете приятно удивлены", то от ответственности за нарушение рекламного законодательства его никто не освобождал. Как и руководство компании, впрочем, в первую очередь.
Не менее сложно обстоит дело с рекламой печатной, баннерной, смс-рекламой, рекламой на радио и телевидении. Чего стоит долгоиграющий ролик, в котором малыш собирает за прохожими в игрушечную машинку мусор на улице.  Собирает голыми ручками неизвестно какие скомканные бумажки, окурки и сигаретные пачки. Полная антисанитария и нарушение гигиенических норм. И еще в кадре - крупным планом  пачка сигарет, да так, чтобы зрителю было хорошо видно марку. Нарушение на нарушении. И это не коммерческая, это социальная реклама!

Мы ждем перемен(С)

Спешим сообщить, что в ближайшее, время в Закон о Рекламе будет внесено множество изменений. Именно для того, чтобы обсудить эти изменения, выслушать замечания и предложения,  Государственный Комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции совместно с Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан собрал большой круглый стол на тему "Совершенствование правовых основ рекламной деятельности"
На круглый стол собрались: руководители крупных рекламных агентств, производители рекламы разных форматов, СМИ, занимающиеся размещением рекламы, руководители информационных отделов различных ведомств.  
Представляли проект изменений в рекламном законодательстве и модерировали дискуссию, сотрудники управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции во главе со своим руководителем, Дильшодом Азимовым.
Команда депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса , внимательно наблюдали за процессом обсуждения, составляя свое мнение о сказанном. Их присутствие на круглом столе имело особый статус, так как именно они в последствии будут вносить принимать поправки к действующему Закону о Рекламе. 

Представители ресурсов Потребители.уз с нетерпением отправились участвовать в круглом столе, так как мы имеем дело с рекламой постоянно и ежедневно. Мы шли на круглый стол со своим списком вопросов и несколькими предложениями, которые считали принципиальными.
Ну, а теперь к делу. Мы расскажем о двух важнейших докладах, которые и стали отправной точкой для обсуждений. 

О проблемах социальной рекламы

О состоянии дел в вопросе социальной рекламы, авторитетному собранию рассказал руководитель отдела Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Ж. Мавлонов.  В целом, социальная реклама интенсивно развивается. Однако в ходе исследования институтом, выявилось несколько проблем.
В законе о рекламе сказано, что реклама, именуемая социальной, преследует цели благотворительные. Но ведь не всегда. Соц.реклама может быть, к примеру, воспитательной, или выражать общие интересы государства.

Действующее законодательство не предусматривает бюджетное финансирование соц.рекламы
В законодательстве отсутствуют санкции за отказ от распространения социальной рекламы, а также стимулирование тех субъектов, кто эффективно ее поддерживает.
Отсутствует четкая концепция, определяющая социальную рекламу и все, что с ней связано
Отсутствует ответственный орган, координирующий все процессы, связанные с производством и распространением социальной  рекламы
Законодательство не предусматривает полномочия гос.органов в социальной рекламе 
Статьи налогового кодекса не предусматривают льготы для стимулирования социальной рекламы, в них вообще говорится только о рекламе коммерческой
Просто необходима единая стратегия создания и трансляции соц.рекламы

Каковы достижения?

Наряду с эти стоит отметить ряд положительных моментов:
- социальной рекламы становится с каждым годом все больше
- расширяется количество тем, которые она затрагивает
- увеличивается количество носителей и способов, посредством которых реклама распространяется.

Что сказали мы на круглом столе о социальной рекламе?

Мы сказали, что стоит определить шире виды рекламы. К примеру, разделить рекламу коммерческую, некоммерческую, условно-коммерческую и социальную. С коммерческой рекламой все просто - хочешь предложить свой товар или услугу - так плати за это. Некоммерческая реклама может не быть социальной, тут все зависит от целевой установки. К примеру коммерческий конный клуб проводит спортивно-массовое мероприятие, и приглашает всех бесплатно. Такое объявление имеет смысл размещать на некоммерческой основе, так как цель преследуется не увеличение продаж или услуг, а популяризация конного спорта.  Если говорить о условно-коммерческой рекламе, то многие Интернет-СМИ могут рассказать, как нам приходят компании и просят разместить информацию, предположим, о бесплатной раздаче печенек. 
- Это промо-акция, - говорят СМИ. 
- Вы что! Мы несем добро в массы, - говорит компания, - это же бесплатно!
Бесплатно еще не значит социально. Цель акции - увеличение последующих продаж, а не желание компании накормить голодных. Согласно действующему законодательству, в рекламе некоммерческого характера допустимо только упоминание в конце рекламы - "спонсор мероприятия такая-то компания".

Закон о Рекламе - каковы изменения?

Следующий доклад ждали с нетерпением. Как и самого докладчика, одного из ведущих экспертов в области рекламы. Конкретно, об изменениях по статьям и пунктам, специалистам  рассказал Дильшод  Азимов , начальник управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.

Проект Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе»" появился не вчера. Ему предшествовали исследования, анализ практической работы, месяцы разработки и всенародное обсуждение на Едином портале интерактивных государственных услуг. С проектом вы можете познакомиться здесь: http://regulation.gov.uz/ru/documents/613
Каждое изменение комментировалось и обсуждалось детально. Каковы новые нормы и правила?

Закон не распространяется…

Одной из новых норм стал пункт о том, что закон о рекламе не распространяется на вывески, указатели, некоторые виды объявлений и информации на упаковке.

Язык рекламы

В новой редакции этот пункт будет звучать так:
«На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке Республики Узбекистан, и (или) по желанию рекламодателя – дополнительно на других языках.
Данное положение не распространяется на радио-, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также на зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографском наборе (логотипы)».

Нет -  рекламе аззартных игр и рекламе на школьных тетрадях 

К тем девяти пунктам, что были запретным ранее, добавляется еще два:
«рекламировать на сетях телекоммуникаций, в том числе провайдерами всемирной информационной сети Интернет, программного обеспечения для организации или проведения азартных и других основанных на риске игр;
рекламировать продукцию в полиграфических продукциях (учебниках, школьных дневниках, школьных тетрадях) используемой в сфере дошкольного, общего среднего и среднего специального профессионального образования».

Не провоцировать несовершеннолетних

Новое время привносит в жизнь детей новые риски. Их обойти в законодательстве нельзя. Поэтому в разделе, накладывающем ограничения на рекламу для несовершеннолетних появляется три новых запрета:
«Запрещается реклама, рассчитанной на несовершеннолетних:
с использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними;
содержащая призывы к несовершеннолетним приобрести продукцию или обращений к третьим лицам с просьбой приобрести рекламируемую продукцию;
с использованием настоящего или игрушечного оружия;
использующая детскую природную доверчивость или отсутствие опыта у детей;
Новое: показывающая несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
Новое: создающая у несовершеннолетних нереальное (искаженное) представление о стоимости (цене) товара, в частности, путем применения слов «только», «всего лишь», а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.
Новое: В рекламе не следует призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей, кондитерскими изделиями и т.д».

Социальная реклама - новые нормы

В перечень вопросов, отнесенных  к социальным, в новой редакции будет добавлена еще одна тема - пожарная безопасность.  И еще один важный пункт, который стоит прочесть всем рекламодателям:
«В социальной рекламной информации не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственного управления и органах государственной власти на местах и о спонсорах» 
Как мы уже упоминали выше, допустима лишь строка в конце статьи о спонсорах мероприятия.

Прямые трансляции, дублирование роликов и санкции

Три важных пункта внесены в статью, регламентирующую рекламу на телевидении и радио:
«Запрещается дублирование рекламного ролика в одном рекламном блоке. Данный запрет не распространяется на рекламу конкретной продукции, имеющей разные ролики.
Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) иностранных каналов может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.»
Такие вещи случались. Но с выходом новой редакции закона на них наложено вето.
И третий, важный пункт:
«Реклама, распространяемая на территории Республики Узбекистан в средствах массовой информации иностранных государств, противоречащая законодательству должна быть пресечена в соответствии с настоящим Законом» 

Надоели рекламные смс, которые приходят к вам без вашего согласия?

Так вот вам новый пункт будущего закона:
«Распространение рекламы по сетям телекоммуникаций, в том числе подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, за исключением социальной информации государственных органов».

Позвонили в колл-центр и вынуждены 10 минут слушать рекламу услуг?

И так бывает. Но на этот случай готовится новая норма:
«При справочном телефонном обслуживании реклама должна предоставляться только после предоставления запрашиваемой информации. В случае распространения рекламы, время представленной рекламы не должно учитываться при определении стоимости услуги».

Реклама на транспорте - специалисты спорят

Новые нормы по рекламе на транспорте  вызвали горячие споры у участников круглого стола, в числе которых были и представители Госавтоинспекции. Изменения предложены в таком формате:
«Статья 21. Реклама на транспорте.
Реклама может размещаться на транспортных средствах, в том числе в метрополитене на основании договора, заключаемого рекламодателем с владельцами или собственниками транспортных средств и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения.
Запрещается распространение рекламы через звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общего пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением социальной рекламной информации.
Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается»
Примут-не примут? Дело за депутатами. На круглом столе они выслушали внимательно и сторонников, и противников нововведения. 

Энергетические напитки - особый вопрос

Статья об ограничениях на рекламу сих новомодных напитков расширена вступллением и заключением. Вот они:
«Реклама энергетических напитков должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления таких напитков свыше установленной нормы, а также перечень лиц кому противопоказаны. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов площади всей рекламы энергетических напитков и не менее 5 секунд эфирного времени рекламного ролика при рекламе в электронном виде»

Храните материалы ваших заказчиков

И еще одно дополнение, которое  обязательно к прочтению всем субъектам рекламного бизнеса. Вы обязаны хранить не только все рекламные материалы или их копии. Но и все изменения, которые вы в них вносите. Звучит это так:
«Рекламодатель, производитель и распространитель рекламы обязаны хранить материалы рекламы или их копии, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение одного года со дня последней публикации (передачи, распространения) рекламы, а если рекламный материал оказался спорным– до разрешения этого спора»

Это был очень сильный, и невероятно правильный ход со стороны Госкомконкуренции - свести за большим круглым столом все заинтересованные стороны процесса. Свести лицом к лицу, в  горячей дискуссии, на грани спора.  С одной стороны - персоналии рекламного бизнеса, собственно на деятельность которых, накладывает ограничения Закон о Рекламе. С другой стороны - организации и структуры, для которых реклама либо сфера дохода, либо помеха в работе. Третьей стороной стал сам разработчик изменений и главный контролирующий орган рекламной деятельности -  Гос. Комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции. Четвертой стороной была команда депутатов Олий Мажлиса. Перед ними стояла задача ознакомиться с проектом, выслушать замечания и возражения сторон, после чего принять решение о поддержке  новой редакции.

Проект новой редакции закона о рекламе готов и прошел сквозь горнила дискуссий. Будем ждать решения Олий Мажлиса