Экспозиции сурхандарьинских мастеров - это настоящий подарок ташкентцам на каждой выставке. В силу удаленности региона от Ташкента мастера приезжают редко. Стоит упрекнуть наших организаторов выставок, что не так уж настойчиво их приглашают. Может быть сказалось на ситуации с мастерами из Сурхандарьи еще и то, что в советское время край был достаточно закрытой территорией. Приграничная с Афганистаном зона, множество военных частей, туристов туда не приглашали. А нет туристов, значит нет и рынка сбыта национальных рукотворных изделий. Значит гаснут традиционные центры народных ремесел. Однако стоит отдать должное жителям Сурхандарьи за то, что они сохранили свое великое умение. В быту сурхандарьинцев до сих пор в ходу национальная одежда и утварь ручной работы. 


Стенд мастерицы Ханифы Салимовой из Байсуна на любой выставке можно безошибочно найти по пестрой груде знаменитых байсунских тюбетеек. Наверное нет на свете ни одного другого головного убора, который бы столь неумолимо «шёл» к любому лицу.

Я начну с самого любимого своего байсунского изделия – с женских сумок. Вот сколько бы Ханифа-опа не привозила в Ташкент эти прекрасные прочные сумки, я еще ни разу не ушла без покупки. В моей коллекции уже 5 байсунских сумок одна другой краше.

Эти сумки, вышитые толстым рубчиком очень вместительны и при этом неизменно изящны. Они столь прочны, что старейшей из моих сумок уже 5 лет, и прошла она и снег и воду, а все выглядит как новая.
 Каждый элемент сумки выполнен вручную, разве что кроме застежки-молнии. И толстая, коврового плетения лямка, и тесьма-джияк по краю и подвеска с кисточками от дурного глаза.


 Другой вариант байсунских сумок произведен на узком ковровом станке. Собственно такая сумка и есть фрагмент доброго шерстяного байсунского ковра с традиционным плетением толстых нитей и характерным узором. 


В такие сумки влюбляешься с первого взгляда и они надолго становятся самой удобной, неприхотливой, красивой и любимой вещью.


 Формы сумок самые разнообразные – вплоть до бочонков. Наши фотографы очень верно отметили, что если бы байсунские мастерицы сшили в такой манере рюкзаки, то лучшей емкости для ношения тяжелых и хрупких фотопричиндалов и не придумать. Стенки этих сумок толсты, имеют мягкую поверхность и исключительно хорошо держат свою форму. 


Много у Ханифа-опа и маленьких сумочек: косметички, мелочницы, футляры для телефонов и очков.


Особая тема – это байсунские ткани ручной работы. Станки у байсунских ткачей достаточно широки, что позволяет шить из этого натурального полотна практически неограниченное число вещей.

 
Рукотворных байсунских тканей несколько видов. Они зачастую неброские цветом из-за использования исключительно натуральных красителей.

Плотные, мягкие, гигроскопичные – они буквально ласкают кожу своим прикосновением. Чистый сурхандарьинский хлопок тому причина.  


 Самое популярное предназначение созданных вручную полотен – шитье мужских чапанов. Сурхандарьинский чапан в Узбекистане – особый бренд, наряду с ургутским.

В сурхандарьинском чапане все под знаком «сделано вручную». Вручную обработан хлопок для подклада, вручную соткана ткань верха, вручную сплетены тесемки-джияки для украшения ворота и низа, вручную простеган каждый сантиметр чапана. Этот чапан теплый, пухлый и легкий. В нем никогда не холодно и не жарко. Он – термос, постоянно поддерживающий комфортную для тела температуру.   


  Если уж речь зашла об одежде, то нельзя не рассказать о женском праздничном байсунском наряде. Каждую выставку я спрашивала Ханифа-опа, когда же она привезет байсунское женское платье. Ханифа-опа сомневалась, что его будут покупать. Однако как-то раз все же привезла три шелковых платья разных цветов. Эти платья украшены традиционной байсунской вышивкой, где каждый символ имеет особое, древнее значение. Подобного не носят ни в одном регионе Узбекистана, за исключением Сурхандарьи.  

 
Мне очень хочется такое платье. Пусть я буду одевать его один раз в год – на Навруз, но пусть оно у меня будет. Мы с Ханифа-опа на основе этих трех платьев определились с цветом, видом вышивки и размером для меня. Так что к следующему Наврузу надеюсь, что у меня уже будет платье цвета байсунского весеннего неба, украшенное солярными символами и бодомами-оберегами.
К платью прилагаются особые штанишки – лозим. Украшенные по низу вышивкой не менее богато, чем само платье. На фотографии ниже Ханифа-опа демонстрирует край штанишек ровно настолько, насколько их видно из-под платья.

  Байсунские ковры и ковровые дорожки Ханифы опа пользуются особым спросом и раскупаются обычно в первый день выставки.


Фрагмент огромного паласа 3х4 с традиционным сурхандарьинским узором фрагментами:  

Светлый палас, который можно использовать в качестве покрывала на диван, тахту или супу: 


Вышивка от Ханифа-опа. Это выпуклые искусные узоры шелковыми нитями на плотном атласе.


  Окрашены нити натуральными, природными красителями. Каждый фрагмент можно рассматривать под лупой. Одно лишь изящество в исконно народной простоте.

 
  
  Есть у Ханифа-опа вещь, которую нужно непременно спрашивать.Её и не разглядеть за великолепием тканей и ковров. Это чангковуз, комуз, варган. Одни из лучших чангковузов делают в Сурхандарье. 


  Ханифа-опа всегда привозит с собой несколько штук для тех кто понимает сакральный и целительный смысл этой вещи.  


Ханифа-опа сама искусная исполнительница музыки на чангковузе. Она каждый раз с удовольствием демонстрирует свое мастерство, собирая вокруг себя толпы слушателей.
  
Здоровья вам, удивительная Ханифа-опа! Пусть не устанут ваши руки, пусть радуют нас созданные вами прекрасные вещи, и пусть всегда звучит ваш волшебный чангковуз!