3 июля в группе Потребитель.уз в Фейсбуке было опубликовано обращение руководителя столичной сети супермаркетов Зафара Хашимова. Надо отметить, что на сегодняшний день эта группа объединяет около 50 тыс. участников – потенциальных потребителей. Хашимов поднял тему, которая актуальна на современном рынке товаров и услуг. Ниже мы приводим текст обращения.

Доброе утро господа!

Здесь я обращаюсь не только к нашим уважаемым потребителям, но и к поставщикам товаров и услуг. 
Будет много букв, но прошу вас все таки дочитать до конца.

Рост влияния соцсетей в целом, ФБ (Фейсбук – прим ред.) сегмента и группы Потребитель.уз, в частности, на формирование мнений и предпочтений жителей нашей страны быстро усиливается. Мы видим это и чрезвычайно рады этому. Группа стала эффективным и полезным инструментом общения между продавцами и покупателями, поставщиками и пользователями товаров и услуг, важным каналом обратной связи для предпринимателей и своеобразной прямой линией для жалоб, чаяний, предложений их клиентов.
 
Мы все неимоверно рады, что группа энтузиастов-модераторов смогли создать такой уникальный ресурс. Используемый по назначению, этот инструмент, которому я не знаю аналогов ни у нас (в Узбекистане – прим ред.), ни за рубежом, может и впредь успешно служить своим благородным целям.
 
Естественно, что выросшее значение и влияние группы вызывает интерес маркетологов и СММ-специалистов различных сфер и направлений.
 
Однако последнее время я все чаще замечаю, что в группе разворачиваются не совсем понятные процессы, когда, очевидно, нанятые специалисты пытаются опорочить конкурентов.
 
Такое, конечно, происходит не впервые. Я помню недавнюю «войну» соков, молочных продуктов и колбас. Вы не поверите, но доходило до того, что один горе-мерчандайзер, работающий на один бренд сока, пытался у нас в маркете проткнуть зубочисткой сок другой компании, чтобы испортить его. Тогда я писал в группе такое же открытое обращение к отечественным производителям, их маркетологам, чтобы они перестали это делать ради общего будущего отечественного производства продуктов питания.
 
Теперь я вижу, как разворачиваются такие же СММ войны в сфере розничной торговли. 
 
Я с большой тревогой и сожалением следил на прошлой неделе, когда маркетологи одного уважаемого ТЦ в открытую атаковали ивент другого уважаемого ТЦ. 
 
Наша сеть корзинка, вероятно, самая известная в стране и уж точно в группе. И поэтому не случайно последнее время и мы испытываем на себе, к счастью, часто неумелые атаки наемных сммщиков. Как правило у последних пустые профили, очень мало друзей и анонимные аватарки. 
 
Они пишут о нас либо полные небылицы и огульную ложь, либо искажают факты до неузнаваемости, проводят странные предвзятые исследования, задаваясь целью принизить одно предприятие торговли и приукрасить другое.
 
Я здесь хочу обратиться не к этим странным маркетологам, не думаю, что они поймут: они слишком молоды, амбициозны и, простите, глупы, чтобы понять последствия своих шагов и поступков, они лишь жаждут сиюминутную «победу». Я здесь обращаюсь к руководителям предприятий современной торговли. 
 
Мы все вместе все еще слишком маленькая доля розничного рынка.
В начале года мы проводили исследование, согласно которому в городе Ташкенте современный формат торговли продуктами питания составляет лишь 8% от общего объема рынка. Этот показатель в России приближается к 50%, в Казахстане около 40%.
Поэтому откровенно недальновидно считать, что мы даже близко конкуренты друг другу. 
 
Наоборот, мы вместе делаем общее дело, внедряя и развивая в стране новые, современные и инновационные форматы торговли и в этом смысле должны всячески поддерживать и помогать друг другу, а не пытаться опорочить. Подрывая же доверия к коллегам по отрасли, мы подрываем доверие к себе. 
 
Приведу пример, Корзинка.уз, будучи пионером в отрасли с конца 2005 года в одиночку и целеустремленно развивала онлайн торговлю продуктами питания. 
 
В прошлом году появилась Aрба.уз. Мы горячо приветствовали этот факт. Мы отлично понимаем, что вдвоем (а лучше втроем или даже вчетвером), нам будет легче привить эту новую культуру потребления, этот новый вид сервиса населению. Когда будет создана критическая масса он-лайн покупателей, работы хватит всем. Появление Арба.уз с ее интуитивным и удобным интерфейсом и дружелюбным сервисом придало развитию отрасли новый импульс и подвигло нас пересмотреть свои подходы и позиции и скоро мы анонсируем свой новый сайт и новые он-лайн услуги жителям столицы. Это настоящее развитие, это и есть прогресс.
 
Поэтому давайте примем правила игры, которые не будут нам мешать развивать наш общий рынок, не будет отворачивать от нас существующих и потенциальных покупателей. Давайте строить бизнес, развивая наши конкурентные преимущества, вводя инновации, предлагая покупателям все новые и интересные продукты и услуги, а не стараться добиваться мнимого и краткосрочного превосходства очерняя друг друга.
 
Мы по существу соратники и цели у нас одни. Дискредитируя друг друга, мы убиваем не только доверие и интерес к этому уникальному сообществу потребителей, но наш с вами общий бизнес. Победителей в этой войне не будет.
 
Поэтому, господа, давайте жить дружно!