ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ И ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
(проект)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
1. Настоящие Правила регулируют отношения в сфере оказания на договорной основе коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия и термины:
Потребитель – юридическое или физическое лицо, заключившее с Исполнителем
в установленном порядке договор на получение услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;
Исполнитель – юридическое лицо, оказывающее Потребителям услуги по вывозу, утилизации (захоронению) твердых и (или) жидких бытовых отходов на основании заключенного договора;
твердые бытовые отходы – отходы, образующиеся, в результате жизнедеятельности населения и деятельности юридических лиц, частных предпринимателей (отходы пищевых продуктов, стекла, резины, бумаги, текстильных изделий, упаковочных материалов, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);
жидкие бытовые отходы – фекальные отходы нецентрализованной канализации;
строительные отходы – отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции, ремонта и сноса жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома и домов индивидуальной застройки;
объекты благоустройства - улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, набережные, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, сады, бульвары, скверы), сети ирригационных лотков;
смёт – продукт разрушения и истирания дорожных покрытий, пыль, земля, брошенные предметы, опавшая листва, отходы из урн, осадок из водосточных колодцев и т.д.;
услуга по вывозу твердых и жидких бытовых отходов - комплекс услуг по санитарной очистке, включающий сбор, хранение, транспортировку, размещение, утилизацию, обезвреживание, обеззараживание и захоронение твердых бытовых отходов на полигонах, а также удаление, транспортировку и захоронение жидких бытовых отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
утилизация отходов - извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей;
переработка отходов - осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию или утилизации;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции или на единицу исходного сырья;
опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичностью, инфекционностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, радиоактивностью) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют собой непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды как самостоятельно, так и при контакте с другими веществами.
3. Настоящие Правила действуют на всей территории Республики Узбекистан и обязательны для всех организаций санитарной очистки независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и их Потребителей.
4. Настоящие Правила не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и с сбросами вредных веществ в водные объекты, которые регулируются соответствующим законодательством Республики Узбекистан.
5. Оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется:
в городах - специализированными организациями санитарной очистки;
в районных центрах, городских поселках и сельских населенных пунктах – районными управлениями благоустройства.
6. Качество предоставляемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должно отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным, экологическим и иным обязательным требованиям, установленным законодательством, а также договорам, содержащим условия оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
 
II. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ</p> <p>ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ И ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
 
7. Оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется в соответствии с настоящими Правилами на основании договора, заключаемого между Потребителем и Исполнителем в письменной форме. Типовые договора приведены в приложениях №№ 1 и 2 к настоящим Правилам.
8. Договора на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов заключаются:
в многоквартирных домах и в частном индивидуальном жилищном фонде - между Исполнителем и собственником жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, собственником индивидуального жилого дома (Потребитель);
между Исполнителем и профессиональной управляющей организацией (товариществом частных собственников жилья) - для вывоза смёта, образовавшегося при содержании придомовой территории многоквартирных домов;
между Исполнителями и организациями, эксплуатирующими объекты благоустройства (городскими и районными управлениями благоустройства и другими организациями и ведомствами) - при вывозе отходов и смёта, образовавшегося при содержании и эксплуатации этих объектов.
9. Собственники (юридические и физические лица) недвижимого имущества, эксплуатация которого приводит к образованию твердых бытовых отходов, и находящегося в зоне обслуживания организаций санитарной очистки, обязаны заключать договор с организациями санитарной очистки на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
В случае, если у собственника недвижимого имущества имеется специальное автотранспортное средство, предназначенное для вывоза твердых бытовых отходов, собственник обязан заключить договор на размещение и захоронение твердых бытовых отходов на полигоне.
10. Объем вывозимых твердых бытовых отходов определяется по утвержденным нормам накопления.
Нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов разрабатываются организациями санитарной очистки на основе хронометражных исследований и утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.
Норма накопления - величина переменная и должна периодически пересматриваться в зависимости от социально-экономической ситуации, изменений демографического характера и степени благоустройства обслуживаемых объектов, не менее одного раза в пять лет.
11. Нормы накопления твердых бытовых отходов определяются по многоквартирным и индивидуальным жилым домам –  на одного человека в сутки,
в зависимости от степени благоустройства дома (наличие отопления, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и канализации).
12. Количество жидких отходов определяется исходя из нормы накопления и числа жителей, проживающих в неканализованных домах.
Нормы накопления жидких отходов устанавливаются в зависимости от степени проницаемости выгребов, коэффициента фильтрации грунта, уровня грунтовых вод и потребления воды на душу населения.
13. Периодичность вывоза твердых и жидких бытовых отходов устанавливается органами государственной власти на местах исходя из местных климатических условий с учетом обеспечения санитарного состояния города, населенного пункта и условиями предотвращения развития болезнетворных бактерий, и также в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов, в теплое время года ежедневно, в холодное время года один раз в три дня.
14. График работы Исполнителя (день, время), оказывающего услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, устанавливается в соответствии с условиями заключенного договора с Потребителем, а на объектах общего пользования – в соответствии с решением органов государственной власти на местах и не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов, установленных СЭС
15. Организации, оказывающие услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов по заявке, за отдельную плату могут осуществлять вывоз:
крупных и габаритных отходов (мебель, холодильники, велосипеды, газовые плиты, детские коляски и т.д.);
навоза от скота, золы, шлаков, строительного мусора после сноса строений, грунта;
отходов, образующихся при агротехнических работах (ветки, стволы, пни и сучья деревьев и т.д.).
16. Отходы, указанные в пункте 16, должны складироваться в установленном порядке в специально отведенных местах, определенных товариществами частных собственников жилья, органами самоуправления граждан, профессиональными управляющими организациями.
17. В период осеннего массового листопада сжигание опавших листьев категорически запрещается, они вывозятся вместе с уличным придомовым сметом из специально отведенных мест.
18. Исполнитель обязан заключить договор на оказание услуг по вывозу бытовых отходов и предоставить Потребителю соответствующие услуги.
Исполнитель не вправе настаивать на предоставлении дополнительных услуг Потребителю за отдельную плату.
19. Исполнитель обязан обеспечить в доступной форме, в том числе сети интернет информацию о настоящих Правилах, оказываемых услугах, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления услуг.
Для ознакомления Потребителей с необходимой информацией в удобных местах Исполнителя, товариществ частных собственников жилья должны находиться:
«Правила оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
образец договора на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;
состав услуг, форма их предоставления;
действующие тарифы на предоставляемые услуги;
образцы квитанций об оплате и другие платежные документы;
сведения о предельных сроках вывоза твердых и жидких бытовых отходов, предусмотренные договором
  
III. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ И ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
 
20. Место для захоронения отходов (за исключением опасных отходов) определяется уполномоченными органами государственной власти на местах и выделяется на основании решения соответствующего органа местной власти.
21. Исполнитель осуществляет хранение отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами, требованиями экологической безопасности и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам. При захоронении отходов, для утилизации применяются соответствующие технологии существующие в Республике Узбекистан.
22. Исполнителю запрещается:
 хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также особо охраняемым природным территориям и объектам.
Органы местной власти, юридические лица и специализированные организации по санитарной очистке обязаны:
принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации отходов, собственниками которых они являются;
не допускать смешивания отходов отмеченных в пункте 30, за исключением случаев, предусмотренных технологией производства;
не допускать хранения, переработки, утилизации и захоронения отходов в несанкционированных местах или объектах;
осуществлять контроль за санитарным и экологическим состоянием собственных объектов размещения отходов;
проводить работы по рекультивации нарушенных земельных участков при обращении с отходами;
осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение отходов, не подлежащих утилизации.
Промышленные предприятия обязаны предусматривать механизм приема от потребителей устаревшего, морально устаревшего и вышедшего из строя продукции собственного производства для последующей их утилизации за их собственный счет.
23. В исключительных случаях захоронение отходов в недрах допускается по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов.
24. Юридическими и физическими лицами разрабатывающими и внедряющими технологию, направленную на уменьшение образования отходов и их утилизацию, создающий предприятие и цеха, производящим оборудование для утилизации отходов, принимающим долевое участие в финансировании мер по утилизации отходов и уменьшению их образования, предоставляются льготы в соответствии с  действующим законодательством.
25. Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования осуществляется за счет средств собственников отходов. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства фондов охраны природы, внебюджетных фондов, добровольные взносы юридических и физических лиц, а также средства Государственного бюджета Республики Узбекистан.
26. В целях обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о местах захоронения и утилизации отходов руководствуется государственным кадастром мест захоронения и утилизации отходов, который содержит количественные и качественные характеристики отходов, информацию об обращении с ними и о мерах по уменьшению степени их опасности.
27. Исполнитель при оказании услуг по утилизации и захоронению в установленном порядке производит регистрацию соответствующих документов в Госудаственном кадастре.
28. Исполнитель имеет право производить утилизацию отходов в установленном  уполномоченными государственными органами порядка соблюдением утвержденного графика.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРУ И ХРАНЕНИЮ ОТХОДОВ
 
29. Потребители обязаны осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных пакетах, разделяя их на следующие типы:
I) пластмассовые (пакеты, посуда, тара, игрушки, бутылки и т.д.).
-твердая  пластмасса- пластмасовая мебель, резиновая обувь
-мягкая пластмасса –флаконы из под шампуня,посуда
II) металлические отходы (отходы различной бытовой продукции и посуды, тары изготовленной из металла, в том числе консервные банки и т.д.):
-отходы из черного металла (решетки, ограждения,обрезки труб, арматура, части от бытовых предметов и хоз.инвентаря и )т.д.
-отходы из цветного металла (алюминиевые проволоки, медные проволоки, посуда из алюминия, домашняя утварь, раскладушка и т.д.)
III) бумажные отходы (отходы из бумаги, картона, другой продукции, приравненной к бумажной продукции, в том числе старые газеты и журналы)
-обрезки и обрывки хлопчатобумажной и др. ткани; ветошь
IV) стекло (отходы различной бытовой продукции и посуды, тары, бутылки изготовленной из стекла);
V) биоотходы и прочие отходы, не подлежащие переработке и утилизации (отходы продуктов питания, используемых ежедневно, в том числе остатки и кожура различной пищевой, фруктовой, бахчевой и овощной продукции и другие);
VI) опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
VII) отходы отработанных технических масел.
Мусоросборочные площадки должны быть оборудованы специальными контейнерами для раздельного сбора твердых бытовых отходов, с отличительными знаками (с надписями, согласно вышеуказанных типов)
30. Ртутьсодержащие лампы с израсходованными ресурсами кладутся в специальный контейнер, не допускающую их повреждения и выход содержащихся в них ртутных веществ в атмосферу, попадание в источники водоснабжения, почву и продукты питания, и выбрасываются в специально для этого установленные контейнеры.
31. Собственники помещений в многоквартирных домах размещают пакеты по типам твердых бытовых отходов в соответствующие контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах. Собственики индивидуальных  жилых домов отсортированные твердые бытовые отходы хранят в своих домах и размещают их в специальное автотранспортное средство Исполнителя при его прибытии по графику (сигнальная система сбора).
Запрещается Потребителям выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения отходов, а также из движущихся автотранспортных средств на тротуары и проезжую часть улиц.
Лица, виновные в нарушении данных требований привлекаются уполномоченными органами к ответственности согласно Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности.
32. Исполнитель обязан установить для всех видов твердых бытовых отходов необходимое количество контейнеров на мусороборочном пункте, различаемых по цветам и надписям на них в зависимости от типов отходов.
На контейнеры наносится информация способом, обеспечивающим ее механическую стойкость: вид отходов, инвентарный номер контейнера, владелец контейнера.
На мусоросборочном пункте размещается информация: наименование (номер мусоросборочного пункта), наименование организации, эксплуатирующей мусоросборочный пункт, график вывоза отходов.
33. Ответственность за санитарное состояние мусоросборочных пунктов несет Исполнитель, органы самоуправления граждан и санитарная эпидемиологическая станция (далее - СЭС).
34. Запрещается организовывать в помещениях многоквартирного дома места сбора и хранения твердых бытовых отходов.
В случае выявления факта организации сбора и хранения твердых бытовых отходов в помещениях многоквартирного дома ТЧСЖ обязано уведомить СЭС с последующим оформлением акта нарушения, установления виновных лиц и предписанием штрафных санкций виновным лицам в порядке, установленном законодательством.
35. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений должно быть не менее 20 м и не более 100 м.

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОЗА ОТХОДОВ
 
36. Исполнители закрепляют специальные автотранспортные средства за территориями и по согласованию с органами самоуправления граждан и сходами сельских граждан  устанавливают сроки вывоза отходов согласно разработанному ежедневному план-графику, с учетом последовательного охвата территорий населенных пунктов.
37. Органы самоуправления граждан и сходы сельских граждан устанавливают общественный контроль и учет выполнения графика вывоза твердых бытовых отходов, за своевременным прибытием на определенную территорию специального автотранспортного средства и вывозом отходов.
38. В случае не соблюдения план-графика вывоза бытовых отходов Исполнителем, Потребитель вправе подать заявку в диспетчерскую службу Исполнителя, который в оперативном порядке должен принять меры по вывозу бытовых отходов.
 
VI. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
 
39. Отношения по управлению в области обращения с отходами определяют взаимодействие органов государственной власти на местах, Исполнителей, Потребителей и лиц, участвующих в сборе и вывозе отходов, в целях обеспечения требований действующего законодательства в области обращения с отходами.
40. Органы государственной власти на местах осуществляют следующие функции:
содействуют созданию предприятий по сбору и утилизации отходов разных форм собственности;
осуществляют строительство мусорных площадок за счет бюджетных средств и средств предпринимателей, создают условия передачи построенных мусорных площадок на баланс обслуживающей организации или передают в аренду управляющим организациям для оказания услуг по сбору и утилизации отходов;
осуществляют контроль за соблюдением требований настоящих Правил;
определяют места для организации мусоросборочных пунктов;
утверждают нормы накопления твердых бытовых отходов, разрабатываемые организациями санитарной очистки на основе хронометражных исследований;
организуют разработку и реализацию схемы санитарной очистки территории города, районных центров, городских поселков, сельских населенных пунктов от отходов;
организуют на территории города, районных центров, городских поселков, сельских населенных пунктов учет образования и движения отходов, образующихся у Потребителей;
решают вопросы размещения объектов и субъектов обращения с отходами на соответствующей территории;
с целью организации деятельности по обращению с отходами взаимодействуют с Потребителями, Исполнителями в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Узбекистан и настоящих Правил;
разрабатывают организацию комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых и жидких отходов;
организуют мероприятия по охране окружающей среды в местах сбора бытовых и жидких отходов;
проводят с Потребителями и Исполнителями разъяснительную работу по организации надлежащего сбора и вывоза отходов;
осуществляют иные функции в области обращения с отходами в соответствии с законодательством;
создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами.
 
VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
 
41. Потребитель имеет право:
на получение услуги согласно договору в необходимом объеме, установленного качества, безопасной для его жизни и здоровья, не причиняющей вреда его имуществу;
на получение услуги в соответствии с предусмотренными договорами условиями
и сроками вывоза твердых и жидких бытовых отходов;
производить предоплату на период, не превышающий 12 месяцев,
без последующего перерасчета  при увеличении соответствующих тарифов;
получать от Исполнителя информацию об объеме и качестве услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, условиях их предоставления, изменении размеров платы за коммунальные услуги и порядке оплаты;
подавать жалобы Исполнителю в письменной форме или по телефону в случае некачественного выполнения Исполнителем договорных обязательств и требовать
от Исполнителя составления акта, подтверждающего факт недопоставки услуги,
и устранения выявленных недостатков в установленные сроки;
требовать безвозмездного устранения недостатков при оказании услуг по вине Исполнителя и выплаты неустойки (штрафа или пени) в размерах, оговоренных
в договоре;
в соответствии с настоящими Правилами или договором, на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов за период документально подтвержденного временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления услуг в установленном договором порядке;
при заключении договора устанавливать сроки оказания услуги, исходя из необходимости своевременного удаления твердых и жидких бытовых отходов, которые не должны превышать предельных сроков, установленных действующими санитарными нормами и правилами;
обратиться в суд в связи с некачественным оказанием услуги по вывозу твердых
и жидких бытовых отходов и потребовать возмещения убытков, если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает некачественную услугу либо станет очевидным, что она не будет выполнена в срок;
осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Республики Узбекистан, иными нормативно-правовыми актами, договором на оказание услуг по вывозу твердых и жидких отходов.
42. Потребитель обязан:
заключить договор на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и выполнять его условия;
осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных пакетах, разделяя их на соответствующие типы;
при  контейнерной системе сбора – размещать пакеты по типам твердых бытовыми отходов в соответствующие контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;
при сигнальной системе сбора – хранить отсортированные твердые бытовые отходы в своих домах и размещать их в специальное автотранспортное средство Исполнителя при его прибытии по графику;
не выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения отходов, а также из движущихся автотранспортных средств на тротуары и проезжую часть улиц;
не допускать захоронения твердых бытовых отходов на территории приусадебных участков, дворов, палисадников и других не установленных для полигонов местах;
обеспечить Исполнителю свободный доступ к месту погрузки твердых бытовых отходов на специальные автотранспортные средства;
при обнаружении неисправностей мусоросборочных контейнеров, мусоросборочных пунктов, мусоросборочных камер и иного оборудования, немедленно сообщать о них Исполнителю.
Потребитель несет и иные обязанности, предусмотренными Жилищным кодексом и иными актами законодательства и договором на оказание услуг по вывозу твердых и жидких отходов.
 
VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
 
43. Исполнитель имеет право:
принимать меры привлечения к ответственности Потребителя за несоблюдение им договорных обязательств, а также требовать оплаты неустойки (штрафа или пени), установленных актами законодательства или договором.
Исполнитель может иметь и иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Республики Узбекистан, иными нормативно-правовыми актами, договором на оказание услуг по вывозу твердых и жидких отходов.
44. Исполнитель обязан:
оказать Потребителям услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов надлежащего качества в соответствии с требованиями, установленными законодательством, настоящими Правилами и договорами;
выполнять заявки Потребителей в сроки, установленные законодательством или договором;
вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) Потребителей на режим и качество предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, учет
их исполнения;
проводить надзор за состоянием мусоросборочных пунктов и контейнеров, обеспечить их соответствующее состояние;
вести планомерную работу по противодействию массовому скоплению отходов и развитию бактерий и иных вредных веществ, опасных для жизни, здоровья населения
и окружающей среды (путем дезинфекции или промывки контейнеров, мусоросборочных пунктов и т.п.);
обеспечить сдачу твердых бытовых отходов отмеченных в пункте 29 настоящих правил, соответствующим предприятиям вторсырья в установленном порядке, согласно приложению;
сообщить Потребителю об изменениях порядка оказания услуг и тарифов на услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов путем вывешивания объявлений на абонентских пунктах Исполнителя и через средства массовой информации за один месяц до начала вступления их в силу;
предпринимать меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг Потребителю;
производить дезинфекцию мусоросборочных площадок в соответствии с СанПиНом РУз №0297-11.  
Исполнитель несет и иные обязанности, предусмотренными Жилищным кодексом и иными актами законодательства и договором на оказание услуг по вывозу твердых и жидких отходов.
45. Исполнитель на основании заключенного договора осуществляют следующие функции:
информирует Потребителей об оказываемых услугах;
обеспечивают выполнение графика сбора и вывоза отходов;
ведут в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, учет образовавшихся отходов;
обеспечивают надлежащее санитарное состояние закрепленной территории и специальных мест временного хранения отходов на придомовой территории многоквартирных жилых домов;
обеспечивают сортировку, безопасное и раздельное хранение отходов, сбор и вывоз отходов в места их утилизации и (или) переработки или захоронения;
обеспечивают наличие соответствующих договоров с Потребителями;
осуществляют иные функции в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
 
IX. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЗА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ
 
46. Юридические лица обязаны производить предоплату в размере не менее 
15 процентов  от стоимости оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а полный расчет за оказанные услуги - в течение 30 дней после окончания календарного месяца.
47. Оплата населением полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется на основании утвержденных тарифов и квитанций установленного образца не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
Потребители освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом обязательные платежи на период, не превышающий двенадцати месяцев со дня оплаты, в случае увеличения в этот период соответствующих тарифов. Аналогичное действие может быть осуществлено по старому тарифу в течение 10 календарных дней со дня установления нового тарифа.
Начисление платы производится по тарифу на услуги вывоза твердых бытовых отходов, действовавшему в соответствующие периоды оказания услуги вывоза твердых бытовых отходов.
Оплата Потребителями полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется по выбору без ограничения через любые учреждения банка и кассы по приему платежей в наличной и безналичной формах, в том числе по пластиковым карточкам.
48. Оплата услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (где отсутствует централизованная канализация) производится по тарифам, устанавливаемым Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с органом ценового регулирования
49. Пересчет тарифа на услуги вывоза твердых и жидких бытовых отходов производится не более одного раза в год.
50. Исполнитель производит перерасчет размера оплаты услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов при наличии подтверждающих документов в случаях:
допущения арифметической ошибки при расчетах;
неоказания услуг или оказания услуг Потребителю ненадлежащего качества.
51. На Потребителей юридических лиц за каждый просроченный день сверх установленных в договоре сроков начисляются пени в размере 0,4 процента и на население 0,1 процента, но не более 50 процентов от просроченной суммы платежа.
52. При предоставлении услуг по вывозу твердых бытовых отходов ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за услуги подлежит уменьшению на соответствующий период.
53. По результатам оценки качества предоставляемых услуг составляется акт, подтверждающий факт не предоставления услуг, предоставления услуг ненадлежащего качества, который подписывается Потребителем, представителем Исполнителя, а также представителем органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.
Акт о не предоставлении или предоставлении услуг ненадлежащего качества является основанием для пересчета размера платы за услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, уплаты Исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.
В случае причинения Исполнителем вреда жизни, здоровью и имуществу Потребителя составляется акт, подписываемый представителем Исполнителя и Потребителя, в котором фиксируется факт причинения ущерба.
Акт имеет юридическую силу при наличии подписи Потребителя, представителей Исполнителя и органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.
В случае неявки представителя Исполнителя, достаточно подписи представителя органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.
В случае отказа от подписи акта представителем Исполнителя, он обязан письменно мотивировать причины отказа от подписи данного акта. В противном случае, Потребитель вправе прекратить оплату за услуги вывоза твердых бытовых отходов до принятия судебного решения.
54. Перерасчет оплаты за услуги по вывозу твердых бытовых отходов в связи
с временным отсутствием Потребителя и (или) проживающих с ним лиц производится при выезде и не проживании по месту прописки и по месту жительства на срок более чем двух месяцев.
Для перерасчета оплаты необходимо предоставить следующие документы:
а) заявление о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого временно отсутствующего Потребителя и проживающих с ним лиц, день начала
и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении, заверенное органом самоуправления граждан;
б) документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия Потребителя и (или) проживающих с ним лиц.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия Потребителя и (или) проживающих с ним лиц по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) заверенная копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов и квитанций за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания или его заверенная копия;
г) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
д) заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина, содержащего отметки о пересечении государственной границы при осуществлении выезда из и въезда в Республики Узбекистан;
е) иные официальные документы, которые подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия Потребителя и (или) проживающих лиц в жилом помещении.
55. При выявлении людей, прописанных с Потребителем совместно, о которых не был своевременно уведомлен Исполнитель, производится полный расчет оплаты за услуги по вывозу твердых бытовых отходов с момента фактического проживания, подтвержденного соответствующими документами, в случае, если не имеются подтверждающие документы - за прошедшие 2 месяца.
Оплата за услуги вывоза твердых и жидких отходов за прописанных детей в возрасте до 7 лет не производится.
 
X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ
 
56. Потребитель несет ответственность за:
невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств;
своевременную оплату за услуги вывоза твердых и жидких бытовых отходов;
правильность и своевременность предоставления данных о фактическом количестве проживающих людей в квартире или индивидуальном жилом доме;
нарушение порядка накопления твердых и жидких бытовых отходов в строго отведенных местах, предусмотренных условиями договора.
 
ХI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ
 
57. Исполнитель несет ответственность за:
нарушение сроков оказания услуги и сроков устранения недостатков, обнаруженных в оказании услуги;
несвоевременную оплату штрафа в виде неустойки за нарушение сроков оказания услуги и сроков устранения недостатков;
техническое состояние охраняемых и неохраняемых мусоросборочных пунктов
с контейнерами, находящихся в его эксплуатации;
вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу Потребителя вследствие не предоставления или некачественного предоставления услуг;
причинение морального ущерба Потребителю вследствие не предоставления или некачественного предоставления услуг.
58. Моральный вред, нанесенный Потребителю вследствие нарушения Исполнителем его прав, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», подлежит возмещению Исполнителем. Размер возмещения вреда определяется решением суда, если иное не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан.
59. Нарушение Исполнителем настоящих Правил может быть обжаловано Потребителем в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. 
 
ХII. СОЗДАНИЕ МУСОРО СБОРОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ И ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
 
60. Органы государственной власти на местах при содействии органов самоупровления граждан по обращению ТЧСЖ (профессиональной управляющей организации) решают вопросы размещения объектов обращения с отходами (мусорной площадки) на соответствующей территории.
61. Размещение мусорных площадок осуществляется созданием комиссии с участием предприятия коммунального обслуживания, санэпидемстанции, органов самоуправления, ТЧСЖ, районных архитекторов, управлением чрезвычайных ситуаций районов и городов.
62. Предварительное согласование мест расположения намеченных к строительству сооружений с учетом утвержденной градостроительной документации о планировании и развитии территорий регионов Республики Узбекистан и населенных пунктов, требований ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство. Планирование развития и застройки городских и сельских населенных пунктов» и градостроительным и Земельным Кодексами республики Узбекистан
63. Площадь мусоросборочной площадки и количество контейнеров размещаемых в них определяется в соответствии с пунктом 3.4. САНПиН № 0297 – 11 от 27.08.2011 г. (в соответствии с количеством жителей и нормы накопления).
64. Мусоросборочные (контейнерные) площадки должны быть на балансе специализированных предприятий по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов, которые обязаны обеспечить их содержание, оплату коммунальных платежей, производить текущий и капитальный ремонты.

ХIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
65. Споры по разногласиям между сторонами решаются в установленном законодательством порядке.
66. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, не выполняющие возложенные на них обязанности, связанные с отходами, привлекаются уполномоченными органами к ответственности согласно статьям 53, 91, 123 и 161 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
Опубликовано: Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции