Уж сколько предположений строилось в Потребителе по поводу техники Artel. Сколько споров и дискуссий разгоралось. Поэтому объявление об экскурсии на производство ТМ Artel грянуло как гром среди ясного неба и собрало пару сотен желающих своими глазами увидеть - что же там такое на самом деле.
Мы собрались за три дня. Шумно погрузились в автобус и вот мы у порога огромного цеха. Началось...



Мы начали с осмотра линий по производству пластиковых деталей. Их было множество:


Каждый автомат, каждый станок, каждую форму осматривали и ощупывали. Задавали вопросы, рассматривали сырье, проверяли на изгиб и на прочность:


А потом мы увидели их. Те самые ящички морозильника, которые у 90% дома переклеены скотчем или вообще выброшены по осколкам.
- Ах! Где-же, где же вы продаете эти ящички? - молили мы
А нам сказали, что отдельно их не продают. Тогда мы сказали:
- А если сломаются?
А нам сказали, что Artel дает гарантию на свои ящички и они не ломаются. Тогда мы сказали:
- Ну а если мы постараемся и сломаем?
А нам сказали - ну и ломайте, у нас их в Сервис-центре Artel за две секунды выдадут:


Мы смотрели на горы самых разных ящичков, высотою с трехэтажный дом, и определенно понимали, что покупать нужно ту технику, запчасти на которую производят там, где вы живете. Чтобы не страдать потом годами от обмотанных скотчем пластиковых деталей.


- Ладно, детали, - думали мы. - А где делают все по-крупному? Те же корпуса, двери, барабаны? Если не покажут, значит правду говорят, что все привозное, и здесь только собирают.
Но артелевцы взяли и привели нас в другой цех, где стоят огромные, словно космические, аппараты. Они под огромным давлением прессуют и выдавливают корпуса холодильников, стиральных машин, кондиционеров, котлов и прочая.
Мы сразу не поверили. Попросились прямо внутрь, поближе. Реально сами все делают? Мы даже потрогали горяченький корпус стиральной машины.
- Только из тандыра - пошутил кто-то
Ничего себе тандыр:


Кстати, единственно что не производят в Artel - так это компрессоры. И закупают у наикрутейшей итальянской компании. Такого уровня всего три компании в мире, потому что производство компрессоров крайне дорогостоящая штука.


Мы путешествовали из цеха в цех. Производство кажется бесконечным. Сотни рабочих, десятки технологов. Повсюду современное оборудование, конвейеры. Даже над головами, там, вдалеке, медленно плывут холодильники и стиральные машины.


Ко сборочным конвейерам подошли вплотную, можно было все подробно рассмотреть. Каждый этап сборки.


В другом цеху на длинных-предлинных конвейерах собирали холодильники. Мы понаблюдали за процессом. И как монтируют агрегаты, и как собирают систему трубок, и как устанавливают детали, и как усаживают резиновые прокладки. Потрясающе интересно. 


Потом наступил этап тестовых процедур. В этой комнате тестируют стиральные машины. Там есть некоторые стиралки Artel, которые уже пять лет стоят и делают полную стирку каждый день. Представляете сколько это стирок? 


В другом помещении тестируют холодильники. Они плывут по конвейеру под напряжением, им создают самые разные условия. Ни для кого не секрет, что в наших бытовых электросетях падения и скачки напряжения не редкость. Особенно это актуально для регионов и сельской местности.


Так вот, артелевская техника выдерживает существенный интервал отклонений от 220 в ту и в другую сторону. Без каких-либо потерь в работоспособности.


Еще одно тестовое испытание в специальных камерах. Экстремальное. Здесь технику заставляют работать в жару, в холод, под давлением и тд. Посмотреть на процесс можно только через толстое стекло в окошке или на электронном табло:


Мы все переходили, и переходили из цеха в цех. И над нашими головами по-прежнему проплывали целые реки холодильников и стиральных машин. К слову, в конце экскурсии наши шагомеры в телефонах показали маршрут, длиною более трех километров. 


Готовую продукцию изучали особенно тщательно. Тут нам все было понятно. Холодильники были столь хороши, что нам сразу хотелось идти, и что-нибудь купить. Тем более, что цены на технику Artel, как вы знаете, очень дружественны. Тут мы выяснили еще один существенный момент - у Artel нет своих магазинов. Все реализуется исключительно через дилеров.


Сложно было не заметить на конвейере холодильники не только Artel но и бренда Samsung. Может мы "откроем Америку", но производство Artel  - одно из немногих, кому Samsung доверил производство бытовой техники своего бренда. Samsung осуществляет полный контроль и систематический аудит производства своих изделий. И знаете, что они недавно сказали? Не поверите.
Они сказали, что техника Samsung, которую производят в Узбекистане, самая лучшая из всех Самсунгов, производимых в других странах. Вот так...


На потоке мы увидели небольшие холодильники с замочком. Подумали, что это холодильники для тех, кто на диете. Чтобы много не ели. А оказывается, это холодильники-бары для гостиниц. Тогда мы спросили технологов  Artel, почему бы им не выпускать бытовые холодильники с замком - специально для худеющих. Технологи сказали:
- Нет проблем. Надо подумать, может и  сделаем.
Представляете, берешь вечером, закрываешь холодильник на замок, а ключ сдаешь соседям до утра. И все. Захочешь ночью колбасы. Бамс! А холодильник-то на замке!


Вообще, по статистическим данным Artel, сектор B2B закупает технику Artel очень хорошо. Офисы, рестораны, гостиницы - очень даже оценили цену-качество техники. Еще, очень многие витринные холодильники в супермаркетах и магазинах, которые брендированы под определенные напитки или замороженные продукты  - это производство Artel. Например холодильники Coca-Cola (кстати, абы у кого данная компания технику не заказывает, у Coca-Cola очень жесткие требования по оборудованию). Просто под фирменными наклейками  производителя не видно. Сколько их по стране разлетелось, один Artel знает.


Мы очень хотели попасть еще и на производство телевизоров Artel. Однако их производят на отдельной территории. В герметичных помещениях, где сотрудники работают в спец.одежде,  за стеклом. И смотреть на процесс сборки можно только через стекло. Артелевцы пообещали, что со временем и такая экскурсия будет.


Теперь о главном и насущном. О Сервисном Центре Artel. Здесь мы провели очень много времени. Потому что наш вопросы не кончались. Нам открыли склад запасных частей и агрегатов, в котором есть, без преувеличений, все. Отсюда же запчасти разъезжаются по всей стране и даже зарубеж, куда массово поставляется техника Artel.


Мы задали самый критический вопрос - о статистике поломок. Чтобы оценить ее процент, нужно знать статистику объемов продаж. Это внутренняя информация группы компаний Artel. Однако специалисты по сервису дают цифру процента поломок, не превышающую допустимые нормы, принятые у большинства мировых производителей. 
Как говорится, "Отсутствие жалоб на качество парашютов еще не говорит об их безупречности". Мы просто еще не осознали, как много бытовой техники разошлось по потребителям. То, что больше покупают, к тому и внимание особое. И критика, соответственно, с пристрастием. Особенно если учесть наш антипатриотизм во всем, что касается отечественных производств. 


Мы имели возможность наблюдать за работой огромного колл-центра, куда стекаются все заявки на ремонт.  Вся картина происходящего отображается на больших мониторах. Звонки, занятые операторы, время разговора, оценка операторов. 


Нас попросили не мешать операторам во время работы, но мы тихонько понаблюдали за их спинами, как они общаются с клиентом и фиксируют данные



Сервис центр Artel - один из немногих, обслуживающих интегрированную и крупную технику прямо на месте. Большой экран в колл-центре представляет собой карту Узбекистана, на которой в режиме реального времени отображается местоположение машин Сервисных центров. Они перемещаются по вызовам, и все их передвижения можно наблюдать онлайн. 


Все данные операторов Сервисного Центра обрабатываются в статистические таблицы и поступают на компьютеры технологов всех видов производств Artel. Таким образом контроль и мониторинг качества идет ежедневно. 


А потом мы отправились в Центр логистики Artel. Это воистину фантастическое зрелище. Пространство площадью 22 000 кв. м. и высотой 12 м, от пола до потолка заполенное самой разной бытовой техникой Artel.


Мы с замиранием сердца наблюдали за работой погрузчиков, которые доставали огромные холодильники с самых верхних полок. Просто высший пилотаж и чудеса:


Не удержались по-очереди пофотографироваться в Логистическом центре Artel. Сюда ж не каждого пускают.


Потом мы перешли в импровизированный конференц зал, где можно было задать все накопившиеся вопросы. Вот где развернулось настоящее обсуждение. 


Вопросы наши не кончались, потому что с каждым ответом руководителей и технологов Artel, становилось все интереснее.


Это была удивительная экскурсия в совершенно новый мир, который недоступен непосвященным. Мы смотрели все, что хотели, от и до. С каждым шагом этого, более чем трехкилометрового, маршрута по производственным и сборочным цехам, все более хотелось купить что-нибудь бренда Artel. И даже некая гордость разбирала от масштабов и уровня увиденного.


Но наступило время прощаться с таким удивительным, открытым и гостеприимным Артелем. 
- Ребята, вы такие потрясающие молодцы, - сказали мы сотрудникам, - Мы даже не представляли, как все здесь круто!


Вот такое было удивительное приключение Потребитель.уз на производстве Artel. Мы верим, что это есть  начало красивого диалога между производителем и потребителем.  Начало открытости, доверия и взаимодействия.
Спасибо, Artel!