Вначале -  предыстория конфликта. В нашей группе два дня велась оживленная дискуссия о деятельности картодрома К1 Арена.   Мы поругались с предпринимателями в одностороннем порядке, потому что,  выложив в комментарии все свои документы, они решили молча читать и не вовлекаться в конфликт.  Речь шла о разбитых бортиках, за порчу которых  картодром требовал возмещения в размере 250 тысяч отечественных денег.  У группы  сразу же возникло множество вопросов по этому поводу, которые можно объединить в три – за что, по какому праву, и где брать деньги?
Проанализировав все комментарии, согласившись со многими доводами, руководители Арены решили ответить лично. И пригласили 27  самых неравнодушных потребителей к себе в гости. План был таким: вначале  устроить заезд, с настоящим кубком победителю, для того, чтобы потребители могли сами оценить, насколько легко бьются эти бортики и действительно ли порча имущества неизбежна?  
В воскресенье в 11 часов все мы собрались  на Арене.  Прошли по территории,  осмотрели строящуюся  летнюю трассу,  увидели сломанные бортики, которые пока не выбрасывают, до списания по документам. А затем в три заезда отлично прокатились на картингах!
Все подписали Оферту




Надо сказать, что женская команда ездила идеально. Быстро, с хорошим результатом, и очень аккуратно. Как и положено, не препятствуя обгону, не задевая борта, вписываясь в повороты. 





Мужская команда была слегка небрежной в стиле вождения. По скорости они обошли женскую всего на несколько секунд, зато создали аварийные ситуации. А один участник влетел в бортик. Бортик выжил, чем нас восхитил.



А затем мы поднялись на второй этаж , в кафе Арены, для серьезного разговора. Были даны ответы на все вопросы. Даже на  самые неудобные.


Кубок для победителя!

Сертификат на 250 000

Все, что вы хотели узнать о бортиках.
Картблоки - именно так называются борта трассы, изготовлены из специального полиэтилена  цельнолитым методом (методом ротационного формования) именно поэтому так сложно найти в Узбекистане производителя, который бы смог осуществить их изготовление. Борта привозят из Санкт-Петербурга, они соответствуют всем нормам безопасности мирового стандарта. Бортик полый, имеет восмигранный выступ, и собирается, как лего, что обеспечивает ему  необходимую подвижность. Заполняется песком для утяжеления. В отличие от автомобильной шины он не отбрасывает машину назад при  сильном ударе, а гасит инерцию и ломается. При большой скорости спортивной трассы это критично, именно его слом обеспечивает безопасность. 
Скриншот (07.06.2016 01-38-03).jpg
То есть шины показаны  на парковых картингах, где нет больших скоростей. Для такого картинга, как Арена, шины не годятся, слишком большие скорости. 
Легко ли его сломать? 
Мы убедились, что просто так его не сломаешь. Если машина его бьет по касательной, что логично при движении,  то борта не трескаются. Если наезжать на него умышленно, на скорости, в лоб, то треснет. Машина бьет в борт перпендикулярно, картблок трескается, гасит удар, человек не травмируется.
Про машины

Картинги Sodi- Франция, двигатели Honda.Картинг GT4 (оранжевый) хит продаж в Европе, объём двигателя 270см3, скорость порядка 70км/ч, система head на всех картингах Sodi, которая гасит удары как амортизатор и вся энергия не передаётся на пилота в отличии от большинства прокатных картингов которые просто имеют металлический каркас. 
Картинг RT-8 (зелёный) является самым инновационным и выдающимся прокатным картом в мире. Объём 390 см3, скорость 90 км/ч, это самый дорогой и самый лучший из всех прокатных которые существуют. 
Двух местный Sodi Drive двигатель 270 см3. Имеет два руля, один из которых можно отключить, так же у инструктора есть педаль тормоза, применяется для обучения, катания детей, девушек, фотосесий и тд. Детский картинг Sodi серии GT200, двигатель 200 см3, оснащён ремнями безопасности для детей рост которых составляет от 120 см. Все карты имеют систему head, и по краш-тестам показывают лучшие результаты.
Скриншот (07.06.2016 01-37-54).jpg
Сломанные картблоки починке не подлежат. Их просто невозможно починить, они деформируются. Из трещины будет высыпаться песок, так что убитый картблок тут же оттаскивают на свалку, чтобы он не создавал аварийную ситуацию.
Чтобы купить один картблок, компания тратит больше 400 тысяч. В эту сумму входит покупка валюты на бирже, логистика, растаможка.  Так что предположение, что компания таким образом «продает» нам картблоки -  абсурдно. Им наоборот сейчас их катастрофически не хватает. 
В каждом конкретном случае  идет разбор полетов, поскольку есть видеонаблюдение, а перед каждым заездом все проверяется. Умышленное причинение вреда – это когда водитель не реагирует на сигналы, не останавливается, продолжает ездить, игнорируя правила. Неумышленная порча – это когда человек случайно перепутал педали, ему стало плохо, затошнило, закружилась голова, растерялся, или как одну девочку заклинило, она просто забыла, как остановиться.  Уверяем вас – это сразу понятно. 
За неумышленную порчу деньги  не взимаются. 
Формально у компании есть Черный Список водителей. И они твердо намерены придать ему статус неоспариваемого  внутреннего закона.  Безопасность превыше всего. 
Возмещение убытков как часть программы безопасности
Первую неделю никаких штрафов за поломку оборудования не было. Руководители  сидели на втором этаже, и с ужасом смотрели, как рушат то, что они  делали с такой любовью и тщанием. Люди просто не понимали слов – когда им говорили о системе безопасности, о том, что ездить надо быстро, но аккуратно, что трасса не терпит беспечности, кривляния, пузомерок,  они отмахивались, пропускали мимо ушей, и  отвечали: «А как же адреналин?». 
 Адреналин адреналином, но  стоит ли забывать, что человек создание довольно хрупкое? И выходя на трассу, ты не только собой рискуешь, но и окружающими? Человек, не нарушивший правил, становится заложником твоего адреналина. Это несправедливо. 
Возмещение в 250 тысяч за поломку имущества слегка охладило горячие головы. У  людей всегда так – наказывать надо рублем, так лучше доходит. 
Но безопасность на Арене обеспечивается комплексно. Это не только эпические 250 000. За заездом следят как минимум пять сотрудников, в день, когда мы пришли, их было семь. 
Они стоят по краям на островках безопасности и следят за водителями. Есть сигнальная система флажков, все это терпеливо  объясняется перед каждым заездом. 
Скриншот (07.06.2016 01-38-13).jpg
У главного наблюдающего есть пульт регулировки скорости - дистанционное управление каждой машиной. Он может понизить скорость любого карта, может остановить их все разом, если вдруг создастся критичная ситуация.
Шлемы надевают сотрудники, проверяя правильное крепление. Нельзя вставать до полной остановки всех картов, иначе следующий карт может ударить ваш в тот момент, когда вы встаете. Посторонним нельзя находиться на Арене во время гонки. Продумано все до мелочей.
Есть медпункт, есть медсестра, рядом поликлиника, Есть алкотестер. Пока выпивших людей определяют визуально, отказывая им в заезде. Если человек спорит и уверяет, что он трезв как стекло, предлагают пройти тест. 
А если нет денег?
Нет денег – будешь клеить бортики! – пошутили мы. На самом деле выплата ущерба на месте  - дело добровольное. В соответствии с законодательством компания пишет специальный акт порчи имущества, который вы подписываете, этого достаточно, чтобы уйти, громко хлопнув дверью. Затем, компания подает в суд. Условно, ни на кого еще в суд не подали, но если разозлите, то подадут. А еще реально попасть  в  Черный Список, в следующий раз просто не пустят. Если вы хлопнули дверью, потом вернулись и принесли деньги, то вам выдается специальный чек. Кстати, оферта, которую вы подписываете перед гонкой, автоматически предполагает, что вы согласны на выплату ущерба в случае чего, имейте ввиду. 
Как доказать, что это не ты сломал бортик? Есть видеонаблюдение. На нем видно, какой именно карт повредил борт и каким образом это произошло. До вас его никто не может убить,  до заезда они проверяются, да собственно это видно невооруженным глазом -  из сломанного картблока сыпется песок. 
Размер, пол и возраст не имеют значения
Самому маленькому водителю на Арене четыре года. Есть специальные детские карты, а вскоре придут еще меньше по размерам. Мы смотрели, как ездят дети. Аккуратно, не нарушая правил, и в то же время быстро. Инструктор начинает с самой маленькой скорости, постепенно задавая на пульте все большую, если видит, что все идет ровно. 
На презентации прозвучал интересный вопрос: а не будут ли дети гонять на машинах, когда вырастут? Ответ: не будут. Они будут ездить правильно. Потому что карт и спортивный автоспорт воспитывают  - это дисциплина, это умение  видеть ситуацию на дороге, это выработка хорошей реакции, и в конечном итоге – ответственность,  поскольку все автогонщики прекрасно осознают последствия неграмотного вождения. Автоспорт дисциплинирует. 
Какой вес? Если ваша пятая точка влезла в сиденье, то велкам. Карты крепкие, не развалятся и рассчитаны на большую нагрузку. Если человек пришел своими ногами на картодром, значит вполне здоров, чтобы проехать несколько кругов. Все знают свои противопоказания  к езде, - они такие же, как и на обычной машине. Зрение (в шлеме можно ездить в очках), кардиостимуляторы, экстремально низкое давление, курс таблеток, понижающих реакцию и вызывающих сонливость.
Выдаются одноразовые подшлемники и перчатки. Все это входит в стоимость заезда. А так же есть две раздевалки, мужская и женская, где можно взять специальный костюм и обувь, если вы вдруг внезапно пришли на шпильках.  Раздевалки оснащены личными шкафчиками с ключами.  Есть душевые. Терминал бор. Для корпораций - перечисление. 
На картодроме есть Школа Вождения для детей. В планах – создать хорошую крепкую секцию, чтобы выступать на соревнованиях. 
Вообще, Арена ориентирована на детей. Да, взрослые приносят больше дохода, Но у ребят есть миссия – развитие детского спорта. Поэтому дети всегда проходят без очереди, и даже наша группа пропустила вперед трех мальчишек, которые с 10 часов ждали, когда подготовят трассу. 
Автотехобслуживание
Каждый день карты проверяются, как самолеты. Это тоже часть системы безопасности, все детали должны быть исправны, масло и топливо в норме. Техник должен быть уверен, колеса не отвалятся, руль не останется в руках, все будет безопасно. Именно из этих соображений Арена отдала предпочтение машинам Sodi, собранным во Франции. Производитель гарантирует качество. Шлемы фирмы Sparco/OMP  - лидеры спортивной экипировки. 
Протяженность трассы в ангаре 400 метров. С летней трассой все вместе будет составлять около километра. Восемь минут увеличатся до десяти, и мы убедились, что этого времени достаточно, для того, чтобы укататься. 
А что соседи?
Картинг окружающим домам не мешает. Даже когда они укладывали асфальт, утром соседи с изумлением его разглядывали. А почему так тихо было? И действительно – шумно только в самом ангаре и недалеко от него. Соседи благодарны картодрому – на этом месте была стихийная свалка. Когда то тут был небольшой парк и искусственное озеро. Озеро высохло, и стало объектом внимания всех муусорщиков. Ребята вывезли отсюда 300 машин всякой гадости. Запах был убойный. Согласитесь, что лучше иметь окна с видом на современное спортивное сооружение, чем на мусорку. 
Скриншот (07.06.2016 01-37-23).jpg
Арена еще строится. Еще есть идеи, как освоить территорию, которую выделил им город. Надо построить крытую стоянку, возможно, будет  мини-пейтбол для детей, может, летний бассейн. Единственное, что они не хотят, это делать очередное  место отдыха с топчанами – хотят строить  только то, что имеет отношение к спорту. Наблюдать  веселые компании не очень хочется, даже если это будет выгодно. 
Пара слов о баре-ресторане ZOOM





Подача блюд, которые представил нам шэф Виталий Скоробогатов и управляющий Евгений Наслажденцев – очаровала.  Салат Цезарь на шпажке, например. На фото мини-порции для фуршета.  Бар Арены отдельное государство, тут планируется дать место кулинарному  креативу, все будет очень вкусно. Средний чек  - 60 тысяч.  На стене большой экран, где каждую субботу можно посмотреть гонки Формулы, а так же посмотреть Чемпионат мира. 

Думаю, что нужно уже сейчас бронировать места. 

Администратор 1-го этажа (картинга) Мукурдумова Суссана - звоните 1464646


Нам очень понравился  визит. И не потому, что нас приветливо встретили и дали покататься. А потому, что откровенно, не прячась, не замалчивая,  ответили на все вопросы, что нас волновали. 
Еще одно свидетельство того, что лучше всего на имидж  работает честный и открытый диалог.
Команде К1 процветания!