Мы ждали, ждали и наконец,  дождались. Разговоры о безналичном расчете   проезда в общественном транспорте начались восемь лет назад,  и тогда это казалось утопией.  За это время все наши соседи по Центральной Азии  потихоньку перешли на оплату карточками на любом виде транспорта, как в Европе. Покупаешь в ларьке или автомате в  метро  кусок пластика и прикладываешь его к считывающим устройствам.  Можно покупать  одноразовые карты, с определенным количеством поездок, можно  «длительного хранения», настоящую карточку, которая работает как любая другая, и ты можешь распоряжаться средствами на ней.

photo_2020-01-10_18-25-53.jpg

Карта АТТО  - совместный проект  Минтранса, ЕОПЦ и Алокабанка.  В перспективе – это обычная бесконтактная карта, которой можно рассчитаться везде, где стоят валидаторы. Она безымянная, поэтому  лучше всего ее использовать на мелкие покупки, потеряете, не жалко. Стоимость 11 000, и внутри есть средства на одну поездку. 

А именные стоит хранить и регистрировать. Это карточки для льготников: пенсионеры, инвалиды, школьники, студенты, военнослужащие.

Что мы будем с этого иметь?

Прежде всего, хотелось бы знать выгоду от перехода от мятых бумажек на пластиковый прямоугольник. Иначе, незачем огород городить, верно?  Руководитель проекта, Тимур Азатов  на недавней пресс-конференции постарался ответить на все, волнующие потребителей вопросы, а мы  -  свести в список. 

1.       Безусловно, первое и самое важное  - мы избавляемся от налички. От  потрепанных тысяч и мелких монеток, которые постоянно теряются. От постоянной нехватки мелочи на сдачу. Вроде немного не додают, подумаешь, у кондуктора не нашлось монетки в сто сум, но если ездишь часто, эти монетки превращаются в тысячи и  десятки.  Карта избавляет нас от проблем наличных денег, а наши карманы от бумаги и монеток.

2карта.JPG

2.       Карту можно передавать своим домашним и друзьям. Впрочем, как и раньше проездной. Она безымянная,  если вы не льготник,  это просто электронный кошелек.

3.       В перспективе  система будет видеть ваши поездки. То есть она учтет, что вы с автобуса пересели на метро, а это значит, что, по сути, совершили одну поездку. И начнет  считать вам по другим тарифам, сжимать и экономить ваши деньги.

4.       Проект предусматривает систему кэшбека, как мы поняли, будет некий порог  поездок, с которых будут идти  в зачет бонусы.  Больше ездишь, больше экономишь.   Будем ждать с нетерпением продолжения  возможностей карты. А пока копим на всякий случай поездки.

5.       Деньги на карту можно закидывать и по старинке, в кассах, а можно и через приложение.

приложение.JPG

Оно маленькое и дружелюбное, совместимое со шлюзами Клик, Пейми,  Юпей. Удобно с зарплаты раскидать всем  домашним на карты сколько нужно для проезда и забыть  о транспортных расходах.  Это очень актуально, если есть школьники, для них будет особая карта, со школьными тарифами.

6.       Все парковки в городе  в центре скоро станут платными, и это правильно. Если не ездишь по городу, а используешь машину два раза в день, с работы и на работу, оставь ее дома. А сам садись на автобус.  Но тем, кто оставляет машину на парковке  на  полчаса-час, удобно будет рассчитываться  бесконтактной картой.

 7.       В идеале такая карта отличный инструмент для геймификации и различных поощрений  для пассажиров. Чем больше карточек на руках, тем больше денег в бюджет.

Мы тогда автобуса вообще не дождемся с этим безналичным расчетом…

И в принципе это верное замечание. Мы тоже задали этот вопрос руководителям проекта. Мало захотеть внедрить  карточки, надо еще сделать так, чтобы в автобусе без нареканий и сопротивления принимали эту оплату, не говорили, что валидатор  сломан, потерян, утонул, сгорел,  разрядился. Это же наша любимая ташкентская  игрушка, как-нибудь обойти систему.

Помните, когда всех обязали иметь терминалы? Что только не придумывали продавцы, чтобы не принять карточку…  Прошло время, все встало на свои места, мало где теперь рискнут не принять карту.  Регулятор не ждет , пока водители и контроллеры смирятся с этим положением вещей, а предлагает вариант, при котором  брать  безналичную оплату будет выгодно.

В первую очередь, предлагается всем автобусным паркам избавиться от такого устаревшего понятия как «план». Именно он виноват в том, что водители ломают GPS-навигаторы на своих автобусах и стоят на остановках, нарушая график, пока не забьют автобус под завязку.  Не всегда водителям и кондукторам перепадет серой налички, иногда они платят план из своего кармана. Порочный круг. 

При системе АТТО кондуктор будет иметь бонусы за каждое  бесконтактное снятие. А водитель получать  бонусы за «мили». Больше рейсов сделал, больше получил. 

А нет налички в кармане, никто не заставит  ремонтировать автобус за свой счет.

Очень важно, что когда начнется этап внедрения стационарных валидаторов, которые крепятся на поручнях, и не требуют сотрудника  в жилете Минтранса.   Кондукторов переквалифицируют в контролеров   и другой обслуживающий систему персонал. 

Что уже  действует?

Валидаторы работают на 800 автобусах из 1100.  На Юнусабадской линии уже установлены валидаторы на турникетах и проводятся тесты, планируется запуск с 1 февраля, а может и раньше. В долгосрочных планах – оснащение маршруток. Все  новые электро-автобусы, которые будут приходить в Ташкент, сразу же будут работать на безналичной основе.

Много ли будет сложностей?

Очень много. Просто  так действующую систему не сломать. Тут важно, чтобы все  работало слаженно, пассажиры покупали карточки, контролеры и водители не саботировали безналичный проезд, руководители автобусных парков создавали  все условия для работы. В результате  бюджет получит все недополученные  средства,  которые были в тени. Начнется модернизация.  Мы все от этого выиграем, просто нужно набраться терпения.  И очень важно получать фидбек от потребителей. Что работает, а что нет. Кто игнорирует новый порядок, а на каком автобусе ездить одно удовольствие.

Остановки,   на которых можно купить карточку АТТО:

Саракульская

Северный вокзал

ЦУМ

ТекстильКомбинат

Ташсельмаш

м.Чиланзар/Корзинка

Машина бозор

Паркент. рынок

Магазин Чимган

Фаргона бозори/Рисов

Алай рынок Ц/вход

Хадра

Куйлюк-2 конечная

Фарг бозори/Рисовый

Кадышева базар 2

Юнус-Абад 2

Фархадский рынок

Метро Беруни

ГостГРАНД/Россия

Фархад ул./Лутфий

Юнус-Абад 3 кв-л Гл

Ярмарка Сергели 2

Кадышев базар

Алай рынок/Ardus

ККамыш 2/5/ м-в

Ярмарка- Сергели

Театральная-1

Юж.вокзал/ас.Самарканд

м. Буюк Ипак Йули-1 

Пед.Институт (м.Чиланзар)

Что в обозримом будущем?

Где-то там, в 2021-23 мы будем рассчитываться за проезд любой бесконтактной картой.  Возможно, будет, как в Китае,  достаточно просто показать валидатору куар-код на телефоне.  Возможно, мы вообще забудем, как выглядят  наличные деньги,  честным законопослушным гражданам  наличка вообще не нужна, и так во всем мире.  Рассчитываться по воздуху, что может быть удобнее?  Очень надеемся, что к этому времени в стране  будет хорошая развитая инфраструктура  общественного транспорта, меньше машин, больше велосипедов и никаких пробок. 

Путь в тысячу миль начинается с маленькой карты.