…или как мы с компанией КНАУФ собирали коллекцию подражателей торговой марки «Ротбанд».

На прошлой неделе компания КНАУФ пригласила к себе для не совсем рекламного разговора.  Да что там, совсем не рекламного.  Идея заключалась в том, чтобы сделать обзор рынка строительной смеси  в Долине - в Фергане и Андижане, и заодно подсчитать, сколько производителей опираются на имидж торговой марки старейшей немецкой компании. И, конечно же, рассказать  про все увиденное потребителям. 

Забавно звучит, но для многих производителей и покупателей  собственное имя «Ротбанд» с немецкого  языка переводится, как… штукатурка. Точно так же, как памперс это любой подгузник, а ксерокс это любой копировальный аппарат. В чем секрет этого слова, науке неизвестно, но то, что строительную смесь с таким названием  (или с  почти таким)  покупают охотнее – факт. 

L16_04851.jpg

Мы полетели небольшой группой в Фергану, там нас ждали журналисты с местного телеканала Рухсор ТВ и СМИ Дарё.уз. 

Фергана

Ферганский базар  «Польский»  встретил нас равнодушно.  Возле входа нас уже ждали коллеги. Быстро договариваемся, что снимаем без standup, никого обличать  не будем. Интересуемся у наших ферганских сотрудников, откуда у рынка такое название, где Фергана и где Польша?  Рассказывают, что раньше  тут продавались товары народного потребления производства Польши, до Независимости. Причину такой избирательности установить за давностью лет не удалось. Затем рынок переметнулся к Турции, затем к Китаю, а затем перепрофилировался из вещевого в строительный. Неизменным осталось только название. Люди любят постоянство. 

L16_04902.jpg
Продавцы польского рынка стояли гордые, как  краковские панове, и даже не спрашивали,   почему мы ходим с камерой и переворачиваем их мешки. И только когда мы обращались к ним  с вопросом, снисходили до ответа. 

-«КНАУФ Ротбанд»  дорогой. Мешок стоит 30 000 тысяч. А этот «ротбанд» – 18 000. Те, кто экономит, берут подешевле. 

-Скажите, но ведь есть неплохие отечественные смеси, не уступающие качеством и с оригинальным именем, и  по цене очень демократичные, так зачем производителю  использовать чужое имя? 
-Не знаю. Наверное, считается, что  имя счастливое. Хотя глупость все это, продается все одинаково, в этом ценовом диапазоне. А КНАУФ есть КНАУФ, его берут те, кто разбирается и доверяет марке. Строителей не обманешь. Другое дело, что его всегда не хватает. Спрос большой, несмотря на цену. 

Мешок на котором ни адреса, ни имени компании, ни телефона.
L16_04883.jpg

В чем, собственно, проблема контрафакта? 

Надо сразу оговориться, что для КНАУФ контрафактеры не представляют никакой опасности и угрозы, в плане убытков на рынке. Фирма переживает исключительно о здоровье потребителя, купившего «Как бы Ротбанд», и о настроении от некачественного ремонта. Продукции действительно  не хватает,  хотя завод  в Бухаре работает на полную мощность.  Есть планы открывать еще один в Долине, чтобы удовлетворить спрос. Казалось бы – идеальная ситуация для развития конкуренции,- делай рецептуру, придумывай свой бренд и получай стабильный доход. Зачем использовать чужой бренд, это же воровство?!

КНАУФ приветствует конкурентов, чем больше занятых бизнесом людей в регионе, тем лучше. Просто бессовестная эксплуатация марки «Ротбанд» вводит покупателей в заблуждение. Они надеются на одно качество, а в результате получают совсем другое. Вместо десяти-пятнадцати лет, штукатурка стоит два-три года.  Она твердеет быстрее, чем оригинальная, она набирает воду интенсивнее, чем оригинальная. Ее нужно расходовать в полтора раза больше, и никто не знает, какой у нее радиационный фон и огнестойкие качества.  Наверняка эта смесь не содержит специально разработанных безопасных для здоровья  присадок, делающих кнауфовский раствор пластичным и легким в использовании. Иначе пропадает сам смысл подделки, -продать чужое имя без особых  затрат. 

С большинством производителей по стране компании удалось договориться, а ведь подделывали даже логотип. Антимонопольный Комитет, реагируя на заявления от КНАУФ, смог частично приостановить развитие воровства товарного знака в Самарканде и Бухаре.  В Долине подделки пока есть, хотя и там специалисты Антимонопольного Комитета пытаются помочь фирме, объясняют предпринимателям как работать по Закону. Разрабатывайте свой товарный знак, если нет таланта - меняйте название не менее 50%,  меняйте дизайн, и  больше никаких претензий. 
Предприниматели поменяли название и дизайн. Каждый долго думал и мучился, выбирая новое название для своего уникального продукта. Вот такие «РОТы»  оригинальных названий лежат штабелями на рынке.
L16_04852.jpg
L16_04874.jpg
L16_04879.jpg
L16_04901.jpg
L16_04906.jpg
L16_04912.jpg


Среди всех этих РОТов  бизнесмен, назвавший свою смесь «Хардрок», по-моему, заслуживает    как минимум аплодисментов. 
L16_04890.jpg

Андижан

Андижан встретил нас жарой, огромным пыльным рынком, Волгами  полувековой давности, веселыми любопытными лицами и целыми рядами РОТов. 
L16_04857.jpg
В Андижане было веселее, народ там  открытый, им все интересно, и вокруг нас сразу же собралась восторженная толпа. Тут же пришла охрана и базарком. 
L16_04924.jpg
Тут надо понять одну вещь. Торговую марку «Ротбанд» не зарегистрируют никому. Она занята. А, следовательно, такая продукция не может существовать по документам. Да, можно напечатать мешки, но  сертификата соответствия на нее не возьмешь. Значит, эти мешки магазины принимают без документов. Получается, что и производитель подделки может скрывать свое производство, возможно,  он даже не платит налоги. Но это не забота КНАУФ. Их забота в том, что на таком мешке напечатана недостоверная информация, о том, что это смесь, в которой присутствуют пластификаторы и добавки, в полном лабораторном объеме. А что там на самом деле, не знает никто, возможно гипс пополам с мелом. Заштукатурите стены такой смесью,  и она пойдет пузырями.  


Раньше мелом шпаклевали стены, при Союзе. Он ничего не стоит.  И самое неприятное в этой ситуации, что на мешках нет ни адреса, ни локации. В лучшем случае – номер телефона,  и по нему отвечают люди, которые не в курсе событий.
Например вот тут адрес рынка, на котором  этот мешок продается. А телефон чужой. 
L16_04871.jpg
 В ситуации с подделками, однозначно, нет ничего положительного ни для государства, ни для потребителя. Она  затрагивает не только продукты КНАУФ. Все это напрямую влияет и на инвестиционные настроения – если продукт твоей интеллектуальной собственности может быть безнаказанно сворован, то зачем начинать его производство?

Директор строительного  рынка «Трикотаж» (еще один удивительный нейминг) выслушав нас,  понял все правильно. 
«Это очень  нечестно…» - сказал он,  - «Я против контрафакта. Придумай свое название и торгуй. А пользоваться чужими идеями, чужим именем для того, чтобы больше продать, мошенничество».  И тут же предложил собрать продавцов и производителей на собрание, где  он лично прочитает лекцию о контрафакте. 

Мы отсняли весь необходимый нам материал, чтобы рассказать вам, о том, как выглядят производители разных марок, которые точно не КНАУФ.  Они дешевле почти в два раза. И это понятно, - если ты не вкладываешься в разработку ноу-хау, если не контролируешь все этапы производства, не контролируешь безопасность сырья, не совсем честен с налогами, ты можешь себе позволить продавать дешевле. Но как говорилось выше – это твой шанс сделать свой, честный, продукт и открыто конкурировать, спокойно засыпая каждый вечер, потому что тебя не будет мучить совесть по поводу не уплаченных налогов и сворованного названия или логотипа.

L16_04868.jpg

Как отличить подделку от оригинала?

 Это просто. На мешках КНАУФ сбоку всегда есть уникальный выбитый черной краской номер  партии, дата и посекундная маркировка. У мешков со смесями постоянный  дизайн, не стоит думать, что точно такой же дизайн -  это просто «новая линия» КНАУФ, как любят говорить торговцы. Нет никаких «новых линий», нет загадочной «Пятой  смены», нет «филиала КНАУФ в гараже Вашего города». На каждом мешке – голубой логотип КНАУФ.  Строительные смеси, которые  проверены на радиационный фон - экологичные,  надежные, легкие в работе и долговечные.  С честно заплаченными налогами, большой социальной ответственностью,  образовательной  программой и искренней любовью к Узбекистану. 
L16_04886.jpg

Скоро, по словам сотрудников КНАУФ планируется  ребрендинг дизайна  мешков со смесью, но это делается не в рамках сдерживания подделок, а глобально, по всему миру. Почему то они уверены в том, что  новый дизайн мешков будет скопирован у КНАУФ в течении нескольких дней и противостоять этому усилиями компании и Антимонопольного Комитета будет нелегко, почти невозможно. Уж больно мягкое наказание в нашей стране за воровство интеллектуальной собственности.